Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ исследователи [19, с. 72], является создание условий для оптимизации налоговых обязательств. В частности, согласно налоговому законодательству создание КГН позволяет оптимизировать налоговую базу за счет взаимозачета прибыли и убытка предприятий, входящих в эту группу. В регионах Крайнего Севера за период действия закона о КГН (2012-2019 гг.) создано большое число консолидированных групп со значительным числом их участников. Так, количество КГН в регионах первой группы варьирует от 7 до 11 единиц (число участников — от 22 до 55 единиц), в регионах второй группы — от 7 до 9 единиц (число участников — от 18 до 61 единицы). Из табл. 2 и 3 видно, что при росте участников КГН с 2012 г. налоговая база по налогу на прибыль к 2016 г. сократилась. Принятые меры по установлению моратория на введение новых участников в состав КГН, а также введение ограничения (не более 50 %) на уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет убытков прошлых лет способствовали тому, что налоговая база регионов начала демонстрировать положительную динамику, но ее уровень в 2019 г. все еще не достиг уровня 2012 г. Расширение числа участников КГН преследовало цель налоговой оптимизации, которая выгодна корпорациям, но обременительна для бюджетов северных регионов. Таблица 2 Изменение числа участников КГН в отдельных регионах Крайнего Севера Регион 2012 г. 2016 г. 2019 г. 2019 г. к 2012 г., % Ханты-Мансийский АО 31 44 44 142 Иркутская область 23 38 45 196 Ямало-Ненецкий АО 47 55 55 117 Республика Саха 16 23 22 138 Хабаровский край 24 28 30 125 Сахалинская область 16 12 13 81 Камчатский край 9 8 9 100 Магаданская область 3 2 1 33 Республика Тыва 2 2 1 50 Примечание. Составлено по данным Федеральной налоговой службы России. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 05.08.2021). Таблица 3 Изменение налоговой базы по налогу на прибыль КГН в отдельных регионах Крайнего Севера Регион 2012 г. 2016 г. 2019 г. 2019 г. к 2012 г., % Ханты-Мансийский АО 303 54 178,9 59 Иркутская область 49,7 15,7 19,9 40 Ямало-Ненецкий АО 286,1 220,6 236,7 83 Республика Саха 48 21 23,6 49 Хабаровский край 17,8 8,1 9,1 51 Сахалинская область 11,7 2,3 4,4 38 Камчатский край 3,5 1,1 1,8 51 Магаданская область 0,2 0,04 0,014 7 Республика Тыва 0,09 0,1 0,04 44 Примечание. Составлено по данным Федеральной налоговой службы России. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 05.08.2021). Таким образом, сохранение и усиление зависимости большинства региональных бюджетов от налога на прибыль, основными плательщиками которого являются предприятия, входящие в КГН (в десяти регионах Крайнего Севера доля налога на прибыль от КГН варьирует от 20 до 60 % от общего объема поступившего налога), а также создание для них благоприятных налоговых условий затрудняют процесс планирования налоговых платежей и вызывают риск недопоступления доходов в консолидированные бюджеты северных субъектов РФ. Наряду с этим низкая инвестиционная активность, наблюдаемая в регионах Крайнего Севера, также может быть связана с политикой ресурсных компаний, направленной на достижение интересов прежде всего собственников корпораций. © Барашева Т. И., 2021 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz