Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ дефицита бюджета (32,7 % от объема налоговых доходов). Если в Мурманской области дефицит бюджета (0,5 %) может быть покрыт в случае отмены региональных льгот, то изменение региональной налоговой политики в Хабаровском крае не обеспечит бездефицитность бюджета. Участниками четвертой группы стали Сахалинская область и Камчатский край, в которых при самых наименьших бюджетных потерях от предоставления региональных льгот (0,32 % от общей суммы поступившего налога) отмечается самый высокий рост промышленного производства, а темп роста оборота розничной торговли в них практически сопоставим со среднероссийским показателем и превысил показатели регионов второй группы. Доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета в среднем составила 30,5 %: в Сахалинской области превысила 50 %, а в Камчатском крае достигла 10,7 %. Темп роста инвестиций в анализируемой группе обозначился самым низким из числа всех групп регионов по причине снижения инвестиционной активности в Сахалинской области (на 27 %). В данной группе преобладает объем федеральных льгот, уровень которого выше, чем во второй и третьей группах, но сопоставим с показателем первой группы. Дисбаланс бюджетных доходов и расходов отмечен в Сахалинской области (9,6 % от объема налоговых доходов). Отмена региональных льгот в данном регионе, оцениваемых 0,49 % бюджетных потерь, не позволит решить проблему несбалансированности бюджета. В пятой группе объединены регионы, в которых региональные льготы не предоставлялись и действуют только федеральные льготы по налогу на прибыль. Потери от федеральных льгот определились самыми максимальными (за исключением Ненецкого АО (1,4 %)) из всех групп регионов и составили в среднем 12,3 % от общей суммы поступившего налога, что в два раза выше среднероссийского показателя. В налоговых доходах бюджета налог на прибыль здесь самый низкий и в среднем составляет 27,3 % от общей его суммы, исключением является Ненецкий АО (47,1 %). Индекс промышленного производства и темп роста оборота розничной торговли в среднем по группе также показали самый низкий результат относительно других регионов. Темп роста инвестиций в ОК по данной группе составил 97,6 %, превысив лишь показатели четвертой группы. Низкий уровень темпов роста инвестиционных вложений в ОК в данной группе обусловлен снижением инвестиционной активности в Ненецком АО (на 36 %), определяемой политикой крупных предпринимательских структур (более 75 % в инвестициях — собственные средства предприятий). Кроме того, в Ненецком АО прослеживается высокая зависимость поступлений по налогу на прибыль от финансовых результатов налогоплательщиков, входящих в КГН (17,4 % от общего объема налоговых поступлений). Выводы и заключение Выделены группы регионов по степени проявления налоговой активности региональных властей в части предоставления льгот по налогу на прибыль на основе оценки объемов выпадающих доходов их бюджетов. Уровень налоговой активности определил тип региональной налоговой политики в каждой группе регионов Крайнего Севера (активная, умеренная, пониженная, низкая и безынициативная). По группам регионов выявлена зависимость между уровнем проявления налоговых инициатив региональных властей в части предоставления льгот по налогу на прибыль и положительной динамикой показателей их экономического развития. В частности, увеличение объема предоставленных налоговых льгот способствовало увеличению темпов роста оборота розничной торговли. Это, помимо прочего, свидетельствует о косвенном влиянии налоговых льгот на рост покупательной способности населения. Снижение налоговой нагрузки побуждает работодателей повышать заработную плату своим работникам. На это указывает увеличение темпов роста фонда оплаты труда и доходов населения в целом по регионам Крайнего Севера (109,9 и 102,1 % соответственно). Регионы, в которых был отмечен дисбаланс бюджетных доходов и расходов (четыре региона), осуществляли сдержанную налоговую политику (Хабаровский край отнесен в третью, а Сахалинская область — в четвертую группы по степени активности) или полностью отказались от применения региональных налоговых инструментов (Магаданская область включена в пятую группу). При этом в Красноярском крае исполнение бюджета с дефицитом не стало препятствием для проведения региональными властями более активной налоговой политики. В этой ситуации для снижения бюджетных рисков необходимо принятие более взвешенных решений на этапе предоставления льгот с оценкой их эффективности. Вместе с тем выделяются группы регионов, которые смогли обеспечить более высокие показатели экономического роста без активной «раздачи» льгот. Так, в регионах третьей группы с незначительным объемом региональных налоговых льгот по сравнению © Барашева Т. И., 2021 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz