Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ по РФ 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа Индекс промышленного производства^ ^ ^■ Тем п роста розничного товарооборота, % Темп роста инвестиций в ОК, % Удельный вес выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением региональных льгот по налогу на прибыль к общей сумме налога, поступившего в консолидированный бю джет субъекта РФ, % Рис. 2. Бюджетные показатели и индикаторы экономического и социального развития в разрезе групп регионов Крайнего Севера в 2018 г. Источник: здесь и далее построено по данным Федеральной службы государственной статистики (URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 16.07.2021)) и Федеральной налоговой службы России (URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 05.08.2021)) Лидером в части проявления активности в налоговой сфере является Ханты-Мансийский АО: потери регионального бюджета составили 23,2 % от общей суммы поступившего налога на прибыль. Напротив, низкая активность отмечается в Архангельской области и Республике Саха (3,4 %). Потери от федеральных льгот выше, чем в регионах второй, третьей и четвертой групп, но ниже, чем в среднем по РФ (5 % против 6,5 %). Результаты экономической деятельности участников первой группы в среднем выше среднероссийских, за исключением уровня инвестиционной активности. Вместе с тем Ханты- Мансийский АО и Иркутская область, занимающие первую и вторую позиции в рейтинге по уровню бюджетных потерь в связи с предоставлением льгот, не обеспечивают высокие темпы экономического роста: по промышленному производству ниже среднероссийского уровня. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Красноярском крае и Архангельской области темпы роста инвестиций в ОК установились ниже предыдущего года, и в среднем по всей группе этот показатель не достиг средних значений по РФ. На фоне роста прибыли организаций, функционирующих в названных регионах, а также роста налогооблагаемой базы по прибыли предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН), в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Красноярском крае инвестиционная активность низкая. Объяснением отмечаемой тенденции может являться политика руководства ведущих компаний, в соответствии с которой полученную прибыль направляют не в инвестиции, а в финансовые вложения [21]. Для данной группы регионов характерны в целом наиболее высокие темпы роста оборота розничной торговли, что свидетельствует о повышении покупательной способности жителей этих территорий. В рассматриваемой группе регионов доля налога на прибыль в налоговых доходах их бюджетов значительна и превысила средний показатель по РФ (39,5 % против 33,02 %), за исключением Архангельской области (21,6 %). Это свидетельствует о том, что общие налоговые поступления в бюджет могут реагировать на изменение объема выпадающих налоговых доходов. Поэтому для регионов первой группы принципиальным является проведение оценки льгот с точки зрения их эффективности. Следует также отметить, что для данной группы характерен высокий удельный вес начисленного налога на прибыль по предприятиям, входящим в КГН (рис. 3), в налоговых доходах консолидированного бюджета (в среднем 14,6 %). Это свидетельствует о повышенном влиянии платежей по налогу на прибыль от таких компаний на общую его сумму, за исключением Красноярского края и Архангельской области. © Барашева Т. И., 2021 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz