Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ активности по формированию и проведению налоговой политики в регионах; осуществить группировку регионов по степени налоговой активности и определить тип налоговой политики в границах каждой группы; на основе типологической группировки выполнить оценку экономических последствий от реализации налоговой политики в регионах; выявить причины низких экономических эффектов от реализации собственной налоговой политики и обосновать предложения для их увеличения. Для оценки результативности проводимой собственной региональной налоговой политики в работе используются понятия «налоговая активность» и «налоговые инициативы» региональных властей, характеризующие интенсивность процесса предоставления льгот местным хозяйствующим субъектам по налогу на прибыль, количественным показателем которых принят объем выпадающих доходов (или потерь) бюджета. Для межрегиональной сопоставимости объем выпадающих доходов региональных бюджетов, обусловленных предоставлением льгот, соотносится с общим объемом налога на прибыль, поступившим в консолидированный бюджет северного субъекта РФ. Последствия стимулирующих воздействий оценивались на основе изменения динамики экономических показателей регионов: индекса промышленного производства, темпов роста инвестиций в основной капитал (ОК) и темпов роста розничного товарооборота. Методологической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых по формированию налоговых отношений власти и бизнеса. Методическую базу составил большой массив эмпирических работ по исследованию взаимосвязей показателей налоговой и экономической систем. Методология статьи включает общенаучные методы исследования, методы системного анализа и синтеза. Методы динамического анализа и расчетно-аналитический метод применялись для обработки статистической информации по объему выпадающих доходов бюджетов. Метод кластерного анализа был использован для выделения групп регионов по уровню налоговой активности региональных властей. Информационная база представлена данными отчетности Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики. Результаты исследования По удельному весу выпадающих доходов регионы Крайнего Севера были объединены в пять групп, где степень налоговой активности (проявление налоговых инициатив) региональных органов изменяется от высокого до низкого уровней (табл. 1). Таблица 1 Распределение регионов Крайнего Севера по группам в зависимости от удельного веса объемов выпадающих доходов бюджетов в связи с предоставлением региональных льгот по налогу на прибыль в общей его сумме, поступившей в консолидированный бюджет региона Группа Тип политики по степени налоговой активности Удельный вес объемов выпадающих доходов, % Регионы Крайнего Севера 1 Высокая > 3 Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха, Красноярский край, Архангельская область 2 Умеренная 1-3 Республика Карелия, Республика Коми 3 Пониженная 0,5-1 Мурманская область, Чукотский АО, Хабаровский край 4 Низкая < 0,5 Камчатский край, Сахалинская область 5 Безынициативная Отсутствуют льготы Ненецкий АО, Магаданская область, Республика Тыва Примечание. Составлено автором. В первую группу вошли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа с высокой долей добывающего сектора в отраслевой структуре их экономики, а также Красноярский край, Иркутская область и Республика Саха, обладающие высоким экономическим потенциалом. В этих регионах налоговые инициативы властей реализуются наиболее активно: бюджетные потери от льгот в среднем составили 9,3 % от общей суммы налога на прибыль, поступившего в их бюджеты (рис. 2). © Барашева Т. И., 2021 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz