Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Федерации и ее субъектов. В них обосновывается необходимость расширения полномочий региональных властей для реализации собственной налоговой политики. Широкий перечень работ направлен на изучение методологических подходов и методик для оценки результативности проводимой налоговой политики и инструментов ее реализации. С. Н. Белоусова и Т. Ю. Ткачева обращают внимание на то, что «...применяемые на сегодняшний день методики оценки эффективности налоговых льгот не позволяют выявить четкую зависимость роста налоговых поступлений от предоставленных налоговых льгот» [14, с. 157]. Сложность получения реальных результатов от воздействия льгот специалисты связывают с рядом причин: не всегда высвобождаемые от льгот средства используются предприятиями по назначению [15]; ряд льгот имеют отсроченный во времени эффект; нет доступа к детальной информации о потерях бюджета от предоставления льгот и других данных, необходимых для расчетов [16]; затруднен выбор показателей, наиболее точно описывающих интересующий аспект анализируемого явления, и др. При разработке методических подходов к оценке стимулирующих льгот с точки зрения их эффективности Л. Л. Игонина, И. В. Мамонова и М. М. Сулейманов акцентируют внимание на необходимости «выявления взаимосвязи между суммами выпадающих доходов и теми реальными экономическими выгодами для государства и налогоплательщиков, которые они влекут за собой» [17, с. 183]. В работе Е. Пенухиной, Д. Белоусова и К. Михайленко анализируются налоговые инструменты, задействованные на определенных этапах реформирования российской системы налогообложения [18]. Показано, что в ряде случаев предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам не дают ожидаемых результатов. В. А. Ильин и А. И. Поварова, анализируя режим консолидированных групп налогоплательщиков, выявляют, что минимизация налоговых обязательств, которая осуществляется в рамках режима консолидации, не стимулирует активизацию инвестиционной деятельности крупного бизнеса и направлена «на снижение их участия в мобилизации доходов региональных бюджетов» [19, с. 80]. Учеными обосновывается необходимость более детальной проработки вводимых налоговых новаций. Следует заметить, что большая часть современных научных работ ориентирована на исследование федерального аспекта налоговой политики. Это объясняется широкими налоговыми полномочиями федеральных властей. Региональная составляющая налоговой политики рассматривается исследователями с позиции вводимых регионами мер налогового регулирования, сопоставления условий и порядка предоставления льгот и преференций, оценки их результативности [20, 21]. В работе О. Н. Савиной анализируется практика применения региональными органами власти методик по оценке эффективности налоговых льгот и делается вывод о «фрагментарном, бессистемном и эпизодическом подходе к их проведению» [15, с. 47], «признании методик практически неработающим механизмом оптимизации налоговых льгот» [15, с. 47]. Одним из значимых направлений научных исследований является оценка последствий от воздействия региональных стимулирующих налоговых механизмов. Однако исследования выполняются выборочно (по отдельным территориям, в разрезе регионов отдельных федеральных округов). В целом по субъектам РФ известна работа Л. Н. Лыковой, в которой выявляется зависимость между региональной составляющей налоговой политики и экономическим ростом [20]. Применительно к северным регионам исследования проводятся в части освещения отдельных аспектов налогового регулирования. Например, исследуется взаимосвязь налогообложения природопользования и экономического развития северных территорий [22]; анализируется зависимость налоговых поступлений от проводимой налоговой политики федерального и регионального уровней [23]. Многие работы посвящены регионам Арктической зоны, но исследования в основном направлены на изучение действующих налоговых инструментов в привязке к северным условиям хозяйствования [24], а также на разработку мер по совершенствованию стимулирующих налоговых механизмов. Учитывая недостаточную проработку данного вопроса в исследованиях ученых применительно к регионам Крайнего Севера, определенный интерес представляет оценка региональной налоговой политики и выявление последствий от реализации региональных налоговых инициатив. Методология и методы исследования Целью работы является оценка результативности реализации собственной налоговой политики в регионах Крайнего Севера. Под результативностью налоговой политики понимается достижение результатов в виде получения экономических эффектов (темпа роста региональных экономик). В соответствии с целью предполагается решение следующих задач: оценить масштабы предоставляемых льгот по налогу на прибыль, характеризующие степень проявления налоговой © Барашева Т. И., 2021 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz