Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 40-51. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ development. It was found out that regional tax initiatives estimated by sums of shortfalls in budget revenues due to provision of tax incentives for tax on profit are less significant and cannot compete with the federal ones. Keywords : regional tax policy, tax initiatives, tax incentives, budget losses, economic development, regions of the High North. For citation: Barasheva T. I. Regional tax initiatives and economic effects of their implementation in regions of the High North. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 40-51. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.003 Введение В любом федеративном государстве региональные органы власти проводят собственную налоговую политику. Региональная налоговая политика является частью государственной налоговой политики. Ее основное назначение состоит в создании благоприятных условий для усиления экономической активности хозяйствующих субъектов, обеспечения роста налоговых поступлений в бюджет и повышения жизненного уровня населения. Налоговые льготы выступают основным стимулирующим инструментом налоговой политики. С одной стороны, они могут способствовать укреплению финансового состояния предприятия, активизации модернизационных процессов и стимулированию инновационного развития, что особенно важно в условиях, когда состояние промышленности регионов Крайнего Севера — движущей силы экономического роста — далеко от идеального и «характеризуется раздробленностью, низкой конкурентоспособ­ ностью, слабостью межрегиональных связей, неэффективностью институтов стимулирования промышленности» [1, с. 83]. С другой стороны, введение налоговых льгот в практику налогообложения приводит к потерям доходов бюджетов (рис. 1), что препятствует реализации региональными органами управления социальных обязательств перед населением. В условиях продолжающегося экономического кризиса, волатильности цен на природные ресурсы и возросших проблем, спровоцированных пандемией, для северных территорий обеспечение восстановления экономики и укрепления потенциала развития требует проведения действенной и рациональной региональной налоговой политики [2, с. 86]. Рис. 1. Налоговые потери консолидированных бюджетов субъектов РФ из-за предоставления налоговых льгот, млрд руб. Изучению вопросов формирования налоговой политики как основного инструмента регулирования развития экономических процессов посвящены работы А. В. Брызгалина [3], А. З. Дадашева [4], М. В. Романовского, О. В. Врублевской [5], Д. Г. Черник [6], A. Mofidi, J. A. Stone [7], A. Srithongrung, K. A. Kriz [8] и др. Вопросы региональной налоговой конкуренции исследуются российскими [9, 10] и зарубежными [11] специалистами с целью изучения лучших практик и их возможного применения в других государствах для повышения конкурентоспособности налоговых систем. В трудах А. Г. Гранберга [12], Б. Х. Алиева и М. М. Сулейманова [13] исследуются вопросы разграничения налоговых полномочий между уровнями государственного управления с точки зрения оптимального сочетания интересов © Барашева Т. И., 2021 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz