Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ А в экономическом поведении региональной власти в Арктике всегда есть развилка: производить самим или завозить? Активная промышленная политика всегда расширяет спектр местно производимых товаров и услуг в Арктике в пределах возможного для данного уровня технологического развития и современных транспортных и климатических ограничений, которые определяют масштаб производственных и социальных издержек хозяйственной активности. Под влиянием идей экономического либерализма повсеместно в российской Арктике и на Севере этот выбор региональная власть решала в 1990-2000-е гг. в пользу отказа от местного дорогостоящего производства и завоза извне. Но вот теперь, при возвращении идей активного («предпринимательского» [1]) государства, вновь возникают условия для активной и умной региональной промышленной политики, направленной на частичное замещение завоза производством на месте и формирование новых малых и средних по размеру экспортно ориентированных производств. Готовность власти конкретного арктического региона реализовать такую активную промышленную политику неожиданно зависит от того, в какой степени его жители ощущают себя коллективными хозяевами, можно сказать, собственниками своей земли. Неудивительно поэтому, что в Республике Якутия, как следует из анализа нормативных правовых документов, в промышленной политике на Севере и в Арктике продвижение больше, чем, например, в соседнем Красноярском крае или Чукотском автономном округе. Здесь, например, в документах по промышленной политике ставятся задачи освоения месторождений природных ресурсов в формате комплексного развития с созданием производств высокой добавленной стоимости (переработка, выпуск готовой продукции, услуги в сфере бизнеса, инновационная деятельность), повышения степени «локализации» эффектов от развития минерально сырьевого комплекса Арктической зоны Республики Саха (т. е. расширение степени участия местных предприятий, организаций и учебных заведений в реализуемых добычных проектах). Деньги для проведения мер активной промышленной политики являются необходимым, но недостаточным условием. Другое важнейшее условие как раз — чувство собственника, успех в строительстве региона-собственника, о котором хорошо написано в книге дважды губернатора штата Аляска У. Хикла [19]. По-хозяйски широкая трактовка региональной промышленной политики востребует именно этой концепции, когда власть осознает, что участвует в создании региона-собственника, в © Пилясов А. Н., 2021 котором все граждане являются сохозяевами накопленного богатства. В этой политике власть ищет пути социализации тех природных активов, которыми обладает регион, превращения их в подлинно «народные», например, через программы деревянного домостроения, развития киноиндустрии и въездного туризма, актуализируя эффекты местной экономики впечатлений и капитализируя неосязаемые ценности местных ландшафтов и др. В этом и содержится ответ на вопрос, почему, несмотря на очевидную целесообразность и десятилетиями провозглашаемые приоритеты, никак не решается вопрос замещения завоза на Север источников котельного и печного топлива, части продовольствия, которое оправданно и возможно производить на месте. В советское время этот вопрос решался административными командами партийного и советского руководства. Но когда власть этих «мотиваторов» исчезла, снизу этот вопрос может решаться теперь только на коллективном осознании местного сообщества и власти себя регионом-собственником. А регион-собственник может возникнуть только при значительной децентрализации прав и ресурсов, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы людей, вниз, в регионы и муниципальные образования. Если ответственность за бытие населения взял на себя федеральный центр, то не может возникнуть ни у власти, ни у местного сообщества никаких стимулов к тому, чтобы инициативно искать решения с учетом местных особенностей и условий развязки вечных проблем энергетической, продовольственной и транспортной безопасности, в том числе инструментами региональной промышленной политики. А общий унифицированный подход, нацеленный на использование одних и тех же стандартных алгоритмов в решении проблем жизнеобеспечения местных сообществ Европейской, Сибирской и Дальневосточной Арктики, десятилетия инерционно воспроизводит одни и те же схемы дорогостоящего завоза угля, нефтепродуктов, продовольствия за тысячи километров из Кузбасса, других зон основного расселения России. Пока трудно говорить о практической реализации этого идеала, но нормативное приближение к нему можно увидеть в Законе о промышленной политике Ямало-Ненецкого автономного округа [20], в котором привлекает то, что промышленная политика здесь идет дальше общих деклараций о современных модных инструментах — кластерах, технопарках, индустриальных парках и др.: за этой вывеской очень часто отсутствует глубинное понимание, а как именно региональной власти 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz