Север и рынок. 2021, №3.

Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ 1. Сколько компаний работает в регионе — одна или несколько? При прочих равных условиях, в случае нескольких компаний власти легче соблюсти равноудаленность и не стать заложником корпоративных интересов в проведении промышленной политики (но в условиях централизации всей российской политики это не просто, так как за отдельными корпоративными структурами стоят интересы могущественных центров силы в Москве, обычно поэтому есть компании «первой» и «второй» руки). 2. Каково происхождение и структура собственности работающих в регионе компаний? Иностранный инвестор именно в силу своего происхождения нередко вынужденно ведет себя более щепетильно и готов участвовать в местных инициативах за рамками простой корпоративной социальной ответственности, например в общем обустройстве производственного зимника, полезного и для других субъектов местной экономики (компания «Полюс-золото», Чукотский автономный округ). Частные российские компании также ведут себя в Арктике нередко более экологически и социально ответственно, чем государственные. Их договороспособность в отношении к инициативам местной власти при прочих равных условиях выше, чем у госкомпаний. 3. На каких природных активах «сидят» корпоративные структуры региона? Нефтегазовые компании всегда имеют б о льшие финансовые возможности соучастия, чем горнопромышленные (что отнюдь не означает их готовность участвовать в проектах местной промышленной политики, скорее даже наоборот). Но не только в этом различия. Нефтегазовые ресурсы не формируют сплоченных производственных коллективов — вахтовые смены работают на десятках обособленных буровых. С другой стороны, в угольной промышленности и металлургии такие коллективы возникают естественно, поэтому влияние и степень взаимодействия региональной власти с корпоративными структурами в этом случае вынужденно выше и больше. Распределенные, ареально расположенные ресурсы обычно по своему характеру вынужденно более «укоренены», более социальны, чем точечные. 4. В какой стадии истощения находятся эти активы? Старопромышленные территории с высокой степенью истощения природных активов не могут рассчитывать на активность компаний в соучастии в проектах местной промышленной политики (они уже теряют интерес к региону как территории длительного присутствия). 5. Какова степень самостоятельности в принятии решений у дочернего предприятия-филиала, работающего в регионе? Это зависит от многих факторов: культуры хозяйственной децентрализации (внутреннего управления) самой компании, статуса филиала как юридически и хозяйственно обособленного подразделения или подчиненного и др. Во взаимодействии региональной власти нет линейной зависимости или игры с нулевой суммой: больше власти компаний не всегда означает меньше власти региона в осуществлении акций местной промышленной политики. Скорее имеет место U- образная зависимость: на первой стадии фронтирного освоения вся промышленная власть у компаний и местному руководству трудно вклиниться со своей промышленной политикой, она неизбежно носит остаточный характер (пример первых десятилетий промышленного освоения Ненецкого автономного округа); на стадии стабилизации добычи и первых признаков истощения перспективы региональной власти проявить инициативу в области промышленной политики существенно выше, уже созданы научные и образовательные структуры, накоплены инфраструктурные активы и др. Здесь ситуация благоприятна для синергии сил и ресурсов власти и корпорации в проведении скоординированной промышленной политики, прежде всего в вопросах субконтрактации местного малого бизнеса с работающими здесь корпоративными структурами. На стадии прогрессирующего истощения корпорация теряет интерес к территории и власти приходится реализовывать меры производственной реструктуризации, по сути, в одиночку, или при бюджетной поддержке федерального правительства. Дискуссия: какой быть идеальной региональной промышленной политике в Арктике? Вопрос о роли региональной промышленной политики в развитии арктических территорий неизбежно поднимает фундаментальный вопрос: а какой вообще должна быть роль места, местных факторов в современном экономическом развитии Арктики эпохи господства транснациональных корпораций и других факторов глобализации? Какой должна быть роль региональной власти в процессе экономического развития? Понятно, что она одна тему экономического развития этих экстремальных территорий не поднимет. Но также очевидно и то, что и корпорации комплексного, долговременного развития этих территорий обеспечить не в состоянии: у них более узкие, проектно ориентированные цели. Значит, возникает ниша для экономического активизма местной власти в виде региональной промышленной политики. © Пилясов А. Н., 2021 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz