Север и рынок. 2021, №3.

Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Другой критерий, по которому законы регионов значительно отличаются, — внутрирегиональная кооперация (сотрудничество) субъектов производственной деятельности. Она в явном виде прописана как приоритет региональной промышленной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Архангельской области, республиках Карелия и Саха (Якутия). Это означает, что здесь уже есть, уже созданы предпосылки к межотраслевой кластеризации, межфирменному комплексированию с получением синергии на взаимодействии. С другой стороны, в Мурманской области, Ненецком автономном округе и Республике Коми этого приоритета в законах нет, что косвенно свидетельствует о значительной автономности отдельных секторов и промышленных производств региона друг от друга. Задачи получения позитивного эффекта для региональной экономики от внутрирегиональной производственной кооперации здесь стоят очень сильно, но пока даже нормативно не обозначаются. Региональные законы различаются и по тому, предусмотрено ли создание фонда поддержки промышленности: в Ямало-Ненецком автономном округе, Мурманской области, республиках Коми, Карелия и Саха (Якутия) есть такое положение, а в промышленном Красноярском крае, Ненецком автономном округе, Архангельской области — нет. Важной составляющей характеристики промышленной политики региональной власти является оценка самого местного промышленного сектора. В этих целях использовалась региональная и муниципальная статистика объема отгруженных товаров собственного производства (ОКВЭД) по четырем видам деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Совокупный объем промышленного производства был получен как сумма этих видов деятельности. Был взят 2019 г. как последний, по которому имелись наиболее полные данные муниципальной и региональной статистики. Для целиком арктических Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономных округов и Мурманской области использовались данные региональной статистики, для частично арктических Красноярского края, Архангельской области, республик Коми, Карелия и Саха (Якутия) использовались данные муниципальной статистики по городам и районам, входящим в Арктическую зону по последним нормативным правовым актам 2020 г. Для Красноярского края ввиду невозможности обособить статистику по промышленности десяти сельских поселений Эвенкийского муниципального района, входящих в Арктическую зону, использовались данные по району в целом. В случае, когда обнаруживались несоответствия данных региональной и муниципальной статистики по регионам, целиком относящимся к Арктической зоне, в целях сопоставимости анализа приоритет отдавался данным муниципальной статистики. Полученные данные свидетельствуют о сверхконцентрации совокупного арктического промышленного сектора (табл. 2): в одном Ямало­ Ненецком автономном округе производится более половины всей промышленной продукции российской Арктики, в двух лидерах — Ямало-Ненецком автономном округе и красноярской Арктике — производится более трех четвертей всего промышленного производства Арктики России, а в первой тройке регионов (включая Мурманскую область) — более четырех пятых российской Арктики. Замыкающие пять арктических территорий республик Якутии, Карелии и Коми, Архангельской области и Чукотского автономного округа совокупно дают менее 10 % общего промышленного продукта Арктической зоны. Таблица 2 Объем промышленного производства, 2019 г. Арктическая территория Млрд руб. % в регионе % от общего по Арктической зоне Ямало-Ненецкий автономный округ 3108,9 100 51,6 Красноярский край (Норильский промрайон, Таймыр, Эвенкия) 1511,0 59,1 25,1 Мурманская область 533,4 100 8,9 Ненецкий автономный округ 365,5 100 6,1 Республика Коми 244,7 36,2 4,1 Чукотский автономный округ 92,1 100 1,5 Архангельская область (без автономного округа) 84,4 55,4 1,4 Республика Карелия 76,0 30,8 1,2 Республика Саха (Якутия) 4,6 0,5 0,1 Всего 6020,6 - 100,0 © Пилясов А. Н., 2021 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz