Север и рынок. 2021, №3.

Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ новая промышленная политика, в отличие от прежней, является горизонтальной; не отраслевой, а структурной — нацелена на разрешение местных производственных проблем путем позитивных (инновационных) структурных сдвигов (например, «умной специализации»), имеет коммуникационную основу (можно сказать, антропологична), потому что реализуется путем сотрудничества участников из разных сфер региональной и местной экономики: предпринимателей, представителей крупного бизнеса, чиновников местной и региональной власти, экспертов университетов, исследовательских структур и др. При этом прежние строгие требования производственной принадлежности всех участников утрачиваются: производственная деятельность находится в ядре промышленной политики, но в нее также могут входить сервисные структуры и проекты переподготовки кадров, дистанционного образования и др. Наша статья отражает стремление применить подходы Д. Родрика на арктическую почву. Целевая функция новой промышленной политики в Арктике — содействовать реализации производственных новшеств, нацеленных на осуществление прогрессивных технологических сдвигов местными субъектами хозяйственной деятельности, в интересах укрепления жизнестойкости местной экономики и гарантий благополучия проживающего здесь населения. Три критерия отличают новую региональную политику: 1) она несет черты новшества в микроспециализации, видах деятельности и структурных сдвигах (и это новшество возникает не гладко, а проблемно, путем специальных, намеренных усилий власти; проблемность внедрения новшества и в целом проблемная ориентированность промышленной политики - ее важная особенность); 2) она опирается на местное знание, пул компетенций, местные природные активы; без создания своей базы знания на месте нет и промышленной политики (местная база знания обеспечивает сборку новым образом элементов местной производственной системы (и само появление новшества)); 3) формируемые новшества тесно сцеплены с остальной экономикой; это сцепление может быть и не производственным, а обращенным к местной системе образования, центрам компетенций. В этом состоит отличие от прежнего индустриального территориально-производственного комплекса, в котором были значимы только производственные связи. Промышленная политика может быть связана с экотуризмом, если он подтягивает к размещению и производственные объекты (например, в Териберке Мурманской области). Основными методами нашего исследования стали сравнительный институциональный анализ (на материалах региональных нормативных правовых актов), анализ статистики промышленности для арктических регионов и муниципальных образований и изучение местных кейсов промышленной политики на материалах региональных стратегий социально-экономического развития территорий Арктики. Основные результаты 1. Региональные законы о промышленной политике в контексте размера местного промышленного сектора Власть каждого арктического региона формирует промышленную политику, исходя из сложившегося размера и внутренней структуры (географической, корпоративной, отраслевой и др.) промышленного сектора. Это определяет ее понимание промышленной политики, которое, как показало наше изучение положений об уполномоченных структурных подразделениях региональной власти, существенно отличается внутри арктических территорий. Исходное (нормативное) представление о промышленной политике на арктических территориях дает анализ региональных законов о ней. За исключением Чукотского автономного округа (который по своим средним позициям по объемам промышленного производства в кругу арктических территорий вполне достоин отдельного нормативного правового акта), остальные восемь арктических регионов России, полностью или частично входящих в Арктическую зону после последних изменений в 2020 г., приняли данные нормативные акты (табл. 1). На фоне общей для всех прописи одних и тех же инструментов промышленной политики в виде кластеров, индустриальных / промышленных парков и специальных инвестиционных контрактов законы арктических регионов имеют ряд отличий. Как можно судить по формальному показателю числа страниц и статей в документе, самым развернутым и полнокровным является закон Ямало­ Ненецкого автономного округа, что неудивительно: здесь и самый большой размер промышленного сектора. На этом фоне чрезмерно лаконичными выглядят нормативные правовые акты Республики Карелия и Ненецкого автономного округа, что для последнего можно объяснить относительно недавним началом масштабного хозяйственного освоения. Для Республики Карелия налицо неадекватный нормативный ответ власти на существующие вызовы промышленного развития. Этот предварительный вывод далее подтверждается тем, что в законе республики не прописаны и не предусмотрены полномочия муниципальных органов власти в сфере промышленной политики — на фоне существования здесь десятка официально признанных монопрофильных населенных пунктов (городов и поселков). © Пилясов А. Н., 2021 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz