Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 118-127. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 118-127. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Республики Карелия [20, 21]. Но религиозный туризм — ни экскурсионно-познавательный, ни паломнический, имеющий первоочередной целью совершение духовных практик и участие в культовых обрядах и таинствах, в качестве фактора развития туристского брендинга арктических субъектов РФ в фокус внимания специалистов не попадал, хотя иногда находил упоминание как одно из приоритетных направлений развития рекреационного хозяйства [22]. Именно это обстоятельство определило цель представленной статьи — выявить роль обозначенной отрасли рекреационного хозяйства в формировании брендинговой привлекательности региона на примере Архангельской области. В целом результаты научных работ, отражающих проблематику, связанную с туристским брендингом в регионах Севера, существенно обогатили тематический теоретико-методологический аппарат, так как содержат уточнения значений, принятых в рамках данной проблематики ключевых дефиниций. Отдельного внимания здесь заслуживает исследование Ю. В. Савельева. Автор, выявляя брендинговый потенциал Калевальского района Карелии, обращается к теоретическим аспектам, предлагая ввести в научный оборот очень емкое и содержательное определение территориального брендинга, под которым следует понимать «креативный процесс, в который вовлекаются большинство субъектов территориального сообщества, включая научные и образовательные учреждения, творческие коллективы и т. д.» [21, с. 8 8 ]. Именно в таком смысловом значении «брендинг территории» будет употребляться в представленной статье. В перечне арктических регионов РФ наиболее высоким уровнем развития туризма и разнообразием его видов характеризуются Мурманская и Архангельская области [11, с. 106]. Последняя, благодаря наличию на ее территории большого количества храмов и монастырских комплексов — древних памятников православной культовой инфраструктуры, в том числе входящих в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, обладает преимуществами для дальнейшего усовершенствования и продвижения маршрутов религиозного туризма. Подчеркнем, что роль туристского сектора в экономике Архангельской области становится все более ощутимой, а отдельные показатели имеют положительную динамику. Согласно данным, приведенным в Концепции развития туристской отрасли Архангельской области, в 2013 г. вклад туризма в ВРП региона составил около 1,5 %\ Актуальные статистические сведения, представленные Управлением Федеральной службы государственной 1 https://docs.cntd.ru/docum ent/462609894. 2 https://arhangelskstat.gks.ru/grp11001. статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, демонстрируют рост обозначенного показателя. В 2019 г. вклад туристского сектора в ВРП региона оценивался в 2,3 % и составлял 12 814,2 млн руб.2. Доля занятых в сфере туризма составляет около 4 % от общего числа занятых в Архангельской области. Отметим, что среднегодовая численность занятых в сфере туризма в период с 2017 по 2019 гг. сократилась незначительно — на 892 чел.3. В то же время объем средств, поступивших от реализации туристского продукта в рассматриваемый период, существенно вырос. Прирост в 2019 г. по сравнению с 2017 г. составил 46,73 %4. Отдельные объекты православной культовой инфраструктуры, расположенные в Архангельской области, именно за счет своей уникальности и историко-культурного значения привлекали внимание специалистов. Так, ученые справедливо рассматривают Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, расположенный на одноименном архипелаге в Белом море, в качестве историко-культурной доминанты региона, позволяющей развивать религиозный и паломнический туризм, способствуя при этом вовлечению в оборот различных подотраслей сферы услуг [23]. Более того, оценивая роль монастырского комплекса, расположенного на Соловецких островах, в развитии религиозного туризма, специалисты прямо называют его «визитной карточкой Архангельской области», т. е. отводят ведущую роль в формировании туристского брендинга Архангельской области [22, с. 80]. Правда, обнаруживается, что по причине особенностей расположения Соловецкого монастыря относительно объектов транспортной инфраструктуры, а также из- за того, что большая часть туроператоров, владельцев гостиниц, предприятий общественного питания, сувенирных магазинов и т. д. зарегистрированы в налоговых органах других субъектов РФ, развитие на его базе туристской деятельности приобретает большее экономическое значение для Республики Карелия, чем для Архангельской области [10, с. 358]. Это обстоятельство послужило импульсом к активным поискам путей реорганизации сети туристкой и транспортной инфраструктур в регионе, но связанные с ней проекты находятся на стадии обсуждения. Помимо широко известного Соловецкого монастыря часто упоминаются и характеризуются как имеющие сакральную и историко-культурную ценность, а также гармоничную вписанность в ландшафт северных территорий такие аттрактивные центры православного религиозного туризма, как Свято-Троицкий Антониево- 3 https://arhangelskstat.gks.ru/employm ent11001. 4 https://arhangelskstat.gks.ru/trade11001. © Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А., 2021 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz