Север и рынок. 2021, №3.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ The Arkhangelsk region is a region of ancient development and settlement, characterized by a large number of Orthodox religious infrastructure objects. To identify the degree of its placement uniformity, calculations of territorial concentration coefficient were made. By results, the conclusion isjustified that Orthodox chapels, temples and monasteries are dispersed and, accordingly, several administrative districts of the region are allocated, acting as the core of the development of Orthodox religious tourism. The list and structure analysis results of the already approved and announced routes of religious tourism in the Arkhangelsk region allow us to assert that the designated sub-sector of recreational economy contributes to the development of local folk crafts, individual entrepreneurship, the preservation and historical and cultural heritage objects revival, as well as the preservation of settlements remote from large centers. The arguments are given in favor of the fact that religious tourism occupies an essential place in the tourist branding of the Russian Federation studied subject. This is confirmed by the results of a survey specially developed and conducted by the authors, which was carried out in order to identify the importance of Orthodox religious infrastructure objects in the Arkhangelsk region perception system among the population of the Russian Federation. The main effective conclusion based on the article results is that the role of religious tourism in the tourist branding of the Russian Federation studied subject is undeniably high, and the further development and improvement of the Arkhangelsk region tourist brand can be largely associated with religious tourism in the organization of a systematic approach to the use of marketing tools. Keywords: religious tourism, branding of the territory, tourist branding, historical and cultural dominant, Arkhangelsk region. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 118-127. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 118-127. For citation: Balabeikina O. A., Gavrilova K. S., Kuznetsova J. A. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The 118-127. doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.008 Введение Актуальность современных исследований, в которых предпринимаются попытки научного осмысления теоретических вопросов и предлагаются решения практических задач, связанных с функционированием религиозного туризма на территории российских субъектов [ 1 , 2 и др.] или отдельных населенных пунктов [3], обусловлена динамичным развитием обозначенной сферы рекреационного хозяйства и устойчивым спросом на такого рода тематические маршруты в течение постсоветских десятилетий. Популярность религиозного туризма не утрачивается и за рубежом, несмотря на явные секулярные тенденции в обществе [4]. Многочисленны примеры, когда именно объекты паломничества, выступающие одновременно в качестве аттрактивных пунктов на маршрутах религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности, формируют туристский брендинг территории и создают мультипликативный эффект для развития смежных отраслей обслуживания [5-7]. К тому же, религиозный туризм характеризуется тесными связями с другими его видами — событийным, познавательным, экологическим и т. д ., а участие в поездках обозначенной тематики способствует удовлетворению целого комплекса интересов потребителей рекреационных услуг [ 8 , 9]. Отдельные объекты религиозного туризма в некоторых случаях могут даже выступать в качестве градообразующих предприятий, предоставляя местному населению значительное количество рабочих мест [ 1 0 ] и создавая импульс к развитию предпринимательства. Если говорить именно о северных регионах России, то внимание специалистов к функционированию их рекреационного хозяйства и его отдельных направлений обусловлено целым рядом особых дополнительных причин. Занимая существенную по площади территорию, российская Арктика играет © Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А., 2021 Religious tourism as a component of the Arkhangelsk region branding. North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. огромную роль в экономическом развитии страны. На первый взгляд представляется, что суровость климата, редкая сеть поселений, не соответствующая высоким современным стандартам качества инфраструктура туристской индустрии, а также недостаточно развитая сеть транспортных коммуникаций лимитируют эффективность работы рекреационного хозяйства, особенно если это не касается спортивного или экологического туризма. Между тем, объективные результаты тематических научных исследований содержат доказательства того, что в регионах российского Севера может создаваться и реализовываться разнообразная туристская продукция, обладающая конкурентоспособностью на международном и национальном рынках [11, с. 102; 10, 12]. При этом, следует учитывать и тот факт, что востребованность туристских услуг на внутреннем российском рынке резко возросла в условиях ограничений на международные передвижения, связанных с пандемией COVID-19, что повлекло за собой и актуализацию научных работ, отражающих особенности развития и функционирования отдельных видов туризма в регионах. При этом религиозный туризм, как сравнительно «молодая» для России подотрасль рекреационного хозяйства, вызывающая стабильный спрос у потребителя как в пределах нашей страны, так и за рубежом [13, 14], заслуживает особого внимания исследователей [15]. Среди факторов, способствующих успешному продвижению туристского продукта на региональном рынке, а значит, увеличению доходов от его реализации, в последние годы специалистами справедливо уделяется существенное внимание такому понятию, как брендинг территории, а также условиям его успешного формирования [16-18]. Рассматриваются эти вопросы и на примере северных территорий, например, Мурманской области [19] или 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz