Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 118-127. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 118-127. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Научная статья УДК 338.48 doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.008 РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ БРЕНДИНГА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Ольга Александровна Балабейкина1, Каринэ Самвеловна Гаврилова2, Юлия Антоновна Кузнецова3 1 2 3 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия 1olga8011@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9520-8880 2 kmardoyan@gmail.com, ORCID 0000-0001-8800-672X. 3 julieak@yandex.ru, ORCID 0000-0001-5818-2714 Аннотация. На примере Архангельской области анализируется процесс развития религиозного туризма северных российских субъектов в динамике постсоветских десятилетий. Северные регионы страны удалены от основных экономических центров, что выступает не только лимитирующим фактором, но и конкурентным преимуществом развития нишевых видов туризма, которое, в свою очередь, определяется созданием и реализацией разнообразной туристской продукции, обладающей конкурентоспособностью и вызывающей стабильный спрос среди населения. В современных условиях для успешного продвижения на рынке рекреационных услуг необходима грамотная и последовательная разработка туристского бренда территории. Основная цель представленного исследования — выявление роли религиозного туризма в туристском брендинге Архангельской области. Архангельская область — регион древнего освоения и заселения, характеризуется большим количеством объектов православной культовой инфраструктуры. Для выявления степени равномерности их размещения были произведены расчеты коэффициента территориальной концентрации. По результатам обоснован вывод о том, что православные часовни, храмы и монастыри размещены дисперсно. Соответственно, выделяется несколько административных районов области, выступающих ядром развития православного религиозного туризма. Результаты анализа перечня и структуры уже апробированных и анонсированных маршрутов религиозного туризма на территории Архангельской области позволяют утверждать, что на территории данного субъекта РФ обозначенная подотрасль рекреационного хозяйства способствует развитию местных народных промыслов, индивидуального предпринимательства, сохранению и возрождению объектов историко-культурного наследия, а также сохранению от вымирания иликвидации удаленных от крупных центров населенных пунктов. Приводятся аргументы в пользу того, что религиозный туризм занимает существенное место в туристском брендинге исследуемого субъекта РФ. Это подтверждают результаты специально разработанного и проведенного авторами опроса, который был осуществлен с целью выявления значимости объектов православной культовой инфраструктуры в системе восприятия Архангельской области среди населения РФ. Основной результативный вывод по итогам статьи заключается в том, что роль религиозного туризма в туристском брендинге Архангельской области высока, а дальнейшее развитие и усовершенствование туристского бренда может быть во многом связано с религиозным туризмом при организации системного подхода к использованию инструментов маркетинга. Ключевые слова: религиозный туризм, брендинг территории, туристский брендинг, историко-культурная доминанта, Архангельская область. Для цитирования: Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А. Религиозный туризм как составляющая брендинга Архангельской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. №3. С. 118-127. doi:10.37614/2220- 802X.3.2021.73.008 Original article RELIGIOUS TOURISM AS A COMPONENT OF THE ARKHANGELSK REGION BRANDING Olga A. Balabeikina1, Karine S. Gavrilova2, Julia A. Kuznetsova3 1 2’ 3Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia 1olga8011@yandex.ru, ORCID 0000-0001-9520-8880 2 kmardoyan@gmail.com, ORCID 0000-0001-8800-672X. 3 julieak@yandex.ru, ORCID 0000-0001-5818-2714 Abstract. By the example of the Arkhangelsk region, the process of religious tourism development on the northern Russian subjects territory in the dynamics of the post-Soviet decades, is analyzed. The northern regions of the country are far from its main economic centers, which is not only a limiting factor, but also a competitive advantage for the development of niche types of tourism, which is determined by the creation and implementation of variety of tourist products that are competitive and generate stable demand. In modern conditions, a competent and consistent tourist brand development of the territory is necessary for the successful recreational services promotion on the market. The main purpose of the submitted research is to identify the religious tourism role in the tourist branding of the Arkhangelsk region. © Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А., 2021 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz