Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ 6. Реструктуризация — создание в моногородах и на старопромышленных территориях новых производств, не связанных с деятельностью структурообразующих предприятий. По мере неизбежного истощения природных активов давно эксплуатируемых месторождений корпорации теряют интерес к территории. Перед местной промышленной политикой встает вызов замещения прежней деятельности новой (хорошо, когда эти угрозы осознаются задолго до залпового сокращения работников якорного предприятия). Например, моногород Билибино Чукотского автономного округа, в котором после консервации Билибинской АЭС и прекращения добычи на руднике «Каральвеем» возникнут угрозы массового переселения жителей. Их нейтрализовать можно созданием в городе нового крупного энергоцентра и организацией вахтовых работ на новых месторождениях Чаун-Билибинской промышленной зоны. 7. Проекты продовольственной безопасности. Быстрые изменения климата в Арктике благоприятствуют экспансии сельского хозяйства на новые северные территории и отказу от либерального экстремизма, которому десятилетия был подвержен весь арктический мир в виде стремления завозить все продовольствие извне. Но речь не идет о тотальном насаждении государственных животноводческих и овощеводческих совхозов в районах Севера и Арктики, чему мы все были свидетелями в советское время. Местная продовольственная независимость обеспечивается (частично) за счет технологичных проектов создания вертикальных теплиц, повышения урожайности морозостойких овощных культур и продуктивности молочных коров особой племенной селекции. Новизна нашего подхода состоит в том, что предлагается рассматривать перечисленные направления не обособленно, а как часть системного целого — новой региональной промышленной политики в российской Арктике. Важно подчеркнуть, что она обращена не просто на «выращивание» местной промышленности для местных нужд, но на решение крупных, критичных для арктического жизнеобеспечения и нередко годами не решаемых вопросов. Актуальность нашего исследования связана и с тем, что работ по региональной промышленной политике в Арктике (за редким исключением, например [2]) практически нет. В контрасте с данной ситуацией работ по федеральной промышленной политике в последние годы появилось немало ([3] и др.). Практически все экономисты-академики РАН отдали дань этой тематике. Есть немногочисленные работы по региональной промышленной политике, как правило, авторов из © Пилясов А. Н., 2021 промышленных регионов (Свердловской области, Республики Татарстан и др.), озабоченных своим производственным будущим в постиндустриальной сервисной экономике [4-7]. Есть довольно мощный пласт работ по современным проблемам монопрофильных городов в целом [8-12] без их географической привязки к зоне Арктики, Севера или основного расселения (хотя, конечно, местоположение значимо для экономической реструктуризации). Задачи реструктуризации экономики и производственной сферы Воркуты, Норильска и других крупных моногородов российской Арктики — это предмет совместных усилий местной, региональной и федеральной (и корпоративной) промышленной политики. Предмет исследования данной статьи — региональная (в ряде случаев и местная, муниципальная) промышленная политика. Объект — арктические территории России по состоянию на 2020 г., когда произошло последнее приращение зоны Арктики за счет зоны Севера3. Цель (исследовательский вопрос) работы — переоткрыть потенциал региональной промышленной политики для местной власти и экспертного сообщества российской Арктики. Данная цель определила решение четырех основных задач: 1) оценка региональных законов о промышленной политике в контексте размера промышленного сектора арктических территорий; 2) сопоставление положений региональных департаментов и министерств, ответственных за проведение промышленной политики, и внутренней структуры местного промышленного сектора; 3) характеристика существующих факторов и вариантов региональной промышленной политики в российской Арктике; 4) определение контуров идеальной промышленной политики для арктических территорий России. Информационная основа работы включает показатели региональной и муниципальной статистики, нормативные правовые документы по промышленной политике арктических регионов из базы данных «Консультант+». Методология и методы Региональная промышленная политика должна быть понята исторически, в контексте нашего времени развития нового технологического уклада в Арктике, основанного на искусственном интеллекте, сетевых коммуникациях и Интернете вещей. Современную трактовку промышленной политики формулирует Дэни Родрик в своих многочисленных концептуальных статьях [13-17]. Согласно Д. Родрику, 3 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz