Север и рынок. 2021, №3.

Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ создании здесь более скромных проектов местных производств. Между тем региональные власти арктических территорий порой сами заужают свои задачи в области региональной промышленной политики: например, в проекте Стратегии социально­ экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года производственная диверсификация рассматривается исключительно внутри добывающей промышленности, возможности и потенциал других отраслей не прорабатываются1. Какой же объект для приложения усилий можно предложить современной региональной промышленной политике в российской Арктике? Обобщение текстов принятых стратегий арктических регионов, в которых упоминаются реализуемые или запланированные к реализации производственные проекты, обозначает как минимум семь направлений. 1. Проекты, направленные на повышение энергетической независимости и замещение завоза котельного и печного топлива (например, освобождение от мазутозависимости Мурманской области). Речь идет об использовании местных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии для тепло- и электроснабжения арктических территорий. Если новые схемы теплоэнергообеспечения будут более экономичными, чем существующие, это сразу же расширит коридор возможностей для развертывания здесь новых местных производств. Вот почему это направление является первым и критичным для всех остальных. И его нельзя реализовать из федерального центра в рамках федеральной промышленной политики: реализуемые решения должны быть предельно локализованными с точки зрения особенностей местной ресурсной базы, учета местной ландшафтной и климатической динамики и других специфичных факторов. Только местно специфичные решения будут экономически эффективными и устойчивыми. 2. Проекты реконструкции, модернизации и создания новых производств в области малого транспортного машиностроения: например, Жатайского судоремонтно-судостроительного завода в Республике Саха (Якутия) и производство 1 Проект Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razviti e/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategii _socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/proekty_strategiy _subektov_rf/proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_ chukotskogo_avtonomnogo_okruga_do_2030_goda.html (дата обращения: 07.08.2021). алюминиевых лодок на территории опережающего развития «Беринговский» в Чукотском автономном округе (ООО «Алеут»). Транспорт, как и энергетика, — это главные «удавки», препятствующие развертыванию в удаленных районах Арктики и Севера новых местных производств. Вот почему усилия по ослаблению их пресса всегда приоритетны для мер местной промышленной политики. И они дают каскадный положительный эффект в соседних отраслях. 3. Проекты производственной локализации — формирование сети субконтракторов из числа субъектов малого и среднего производственного бизнеса вокруг якорной структуры в виде ресурсной корпорации или крупного машиностроительного предприятия (в регионах Европейской Арктики). Речь идет об исключительно важной, но пока редко где реализуемой, внутризональной (в Арктической зоне) производственной кооперации2. Можно рассматривать эти проекты как возвращение на новом уровне к практике советских районных (территориальных) межотраслевых комплексов в районах Севера и Арктики. 4. Проекты индустрии местных стройматериалов: речь идет не просто о возрождении советских производств, а о новых материалах (с новыми свойствами) для строительства и реконструкции жилых и производственных зданий (например, морозостойких, препятствующих растеплению грунтов, теплосберегающих, с длительным сроком службы и др.). Такой поиск (например, изучение свойств базальтов) идет повсеместно, но пока редко где материализуется в конкретных проектах. 5. Ликвидация накопленного за годы промышленного освоения экологического ущерба. Речь идет о проектах переработки производственных и бытовых отходов с целью максимального вовлечения их в хозяйственный оборот в виде источников топлива или сырья для химической, биотехнологической и другой промышленности. Наиболее динамично развивается местная утилизация отходов лесопромышленного комплекса (например, производство топливной щепы и пеллетов), бутилированной тары, старых шин и др. Потенциально можно говорить о возникновении на базе этих производств новой местной экологической промышленности. 2 Исключительно значимая для российской экономики тема межрегиональной хозяйственной интеграции арктических ресурсных корпораций и машиностроительных заводов (как потенциальных поставщиков необходимого добычного оборудования) в основной зоне расселения России находится вне компетенции региональной власти и региональной промышленной политики. Это приоритет федеральной промышленной политики. © Пилясов А. Н., 2021 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz