Север и рынок. 2021, № 1.

Выводы и перспективы будущих исследований Таким образом, по результатам проведенного авторами исследования можно сделать следующие выводы. На развитие инфраструктуры здравоохранения арктических городских округов и муниципальных районов Архангельской обл., Ненецкого автономного округа и Республики Коми оказывают влияние различные совокупности демографических и экономических факторов. Суровый природный климат и условия для проживания в целом обусловливают взаимосвязь между уровнем дохода населения и развитием инфраструктуры здравоохранения Ненецкого автономного округа. Четко прослеживается зависимость численности медицинских работников в регионе от уровня оплаты их труда. Можно предположить, что правительство НАО восполняет потребность в медицинских работниках посредством материального стимулирования. Другое важнейшее обстоятельство, влияющее на численность медперсонала ненецких учреждений здравоохранения, — миграционные процессы. В арктической части Республики Коми и Архангельской обл. основными факторами обеспеченности кадрами инфраструктуры здравоохранения можно назвать уровень рождаемости, численность постоянного населения и состояние коммунальной сферы. Развитие коммунального хозяйства в целом является важным фактором для сферы здравоохранения староосвоенных регионов, где люди привыкли к высокому качеству бытовой жизни, поэтому для строительства больниц, поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов обязательно наличие качественной коммунальной инфраструктуры. Транспортная доступность территории является важнейшей основой развития инфраструктуры здравоохранения. Чем ниже уровень развития транспортной сети, а соответственно, транспортной доступности территории, тем ниже ее обеспеченность инфраструктурой здравоохранения, что подтверждает Ненецкий автономный округ. Транспортная доступность арктических территорий Архангельской обл. и Республики Коми, среди которых шесть городских округов, позволяет данным регионам иметь больший выбор для размещения объектов здравоохранения в привязке к реальным потребностям населения. Проваленная реформа последнего десятилетия, которая была направлена на оптимизацию расходов первичного звена здравоохранения, привела к изменению факторов, от которых теперь зависит развитие инфраструктуры здравоохранения. Бюджетная обеспеченность, объемы инвестирования и другие чисто экономические составляющие перестали играть ключевую роль. Таким образом, авторским коллективом была доказана высокая степень влияния демографических и экономических факторов на развитие инфраструктуры здравоохранения в Арктике, при этом неоднородность исследуемых муниципальных образований определяет специфику и совокупность таких факторов для каждого конкретного муниципалитета, что не позволяет применять универсальные подходы к развитию инфраструктуры здравоохранения в них. Научная значимость исследования заключается в обосновании факторов и в разработке методического подхода к оценке их влияния на развитие инфраструктуры здравоохранения в арктических муниципальных образованиях Северного макрорегиона. Прикладная значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов к формированию новых механизмов развития социальной инфраструктуры в Арктике. В дальнейшем видится перспективным изучение влияния указанных в работе факторов на другие виды социальной инфраструктуры на территории российской Арктики — на образование, культуру, спорт и др. Благодарности Исследование выполнено в рамках темы N° 0226-2019-0028 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН. Статья подготовлена за счет средств целевой субсидии на выполнение государственного задания «Разработка экономических и финансовых механизмов реализации демографического потенциала арктических территорий Российской Федерации в контексте инновационного развития», № гос. регистрации АААА-А17-117033010117-9. Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего финансирование от EC DG NEAR (грантовое соглашение ENI/2017/387-477, проект «Развитие Института Северного измерения как экспертного хаба» / Development o f a think tank functions o f the Northern Dimension Institute). 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz