Север и рынок. 2021, № 1.

Таким образом, можно констатировать, что одним из основных механизмов реализации энергетической стратегии является государственно-частное партнерство, совершенствование которого и поиск новых механизмов — необходимое условие дальнейшего развития ТЭК. Для этого требуется согласованный обмен информацией между органами исполнительной власти и частными компаниями о ключевых ориентирах и инвестиционных проектах перспективного развития на территории республики. Заключение В структуре ВРП Республики Саха (Якутия) за 2019 г. удельный вес топливно-энергетического комплекса составляет 52,6 %, в т. ч.: добыча полезных ископаемых (48,2 %), обеспечение электрической энергией, газом и паром (32,1%); кондиционирование воздуха (4,4 %). Основой инвестиционной политики в сфере ТЭК региона является рационализация региональных топливно-энергетических балансов, главными направления которой: • сокращение потерь при генерации энергии на основе освоения передовых технологий; • развитие регионального сетевого бизнеса с помощью крупных частных инвесторов; • увеличение доли угля, сжигаемого в циркулирующем кипящем слое, сланцевого и попутного нефтяного газа; • развитие децентрализованного энергоснабжения на основе комбинированной выработки тепло- и электроэнергии на мини-ТЭЦ; • строительство малых ГЭС, использование ветровой, солнечной, геотермальной энергии. При этом общей специфической проблемой для отраслей ТЭК является дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования. Результаты анализа инвестиционной деятельности в сфере ТЭК Республики Саха (Якутия) за период 2005-2018 гг. позволяют сформулировать следующие предложения и рекомендации по повышению инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса: 1. Исходя из особенностей формирования источников инвестиций в ТЭК, где значительный объем занимают внебюджетные средства, инвестиционная политика республики должна быть направлена в основном на использование механизмов государственно-частного партнерства. Для этого правительству необходимо усилить работу по развитию различных форм ГЧП с крупными добывающими компаниями на территории республики посредством заключения совместных протокольных решений по конкретным инвестиционным проектам, особенно по направлению внедрения и использования перспективных инновационных разработок в сфере экологически чистых источников альтернативной энергетики в производственной и социальной сферах. 2. В соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года в целях повышения инвестиционной привлекательности сектора нефтегазохимии необходимо разработать механизм преимущественного предоставления в пользование нераспределенных месторождений нефти и газа под инвестиционные обязательства по строительству перерабатывающих мощностей или мощностей по производству сжиженного природного газа. 3. Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную осуществление проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, к ним относится реализация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Также необходимо провести анализ влияния инвестиционных программ в сфере теплоснабжения в развитии топливно-энергетического комплекса региона. 4. Разработать механизмы государственной поддержки при частной форме инвестирования в объекты инфраструктуры ТЭК. 5. Усилить работу по активному привлечению отраслями ТЭК долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и венчурного кредитования. 6. Необходимо формирование эффективной инвестиционной политики предприятий ТЭК в целях их инновационного развития посредством внедрения механизмов цифровой трансформации 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz