Север и рынок. 2021, № 1.
Красноярский край и Республика Коми, характеризующиеся высокими удельными показателями инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию в общем объеме инвестиций в основной капитал, и автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям. Стоит отметить, что если в Республике Коми, как и в остальных арктических регионах, доля автодорог, соответствующих нормативам, с каждым годом растет, то в Красноярском крае наблюдается обратная тенденция (по сравнению с 2015-м в 2019 г. данный показатель снизился на 2,2 п. п.). Эта же ситуация характерна и для Ямало Ненецкого автономного округа (снижение составило 14,8 п. п.), что, впрочем, не повлияло на лидирующие в АЗРФ позиции Красноярского края и Ямала по качеству автодорог (табл. 4). Отметим, что даже если регион обладает высоким потенциалом для привлечения инвестиций, но в нем недостаточно развита транспортная инфраструктура, это будет оказывать прямое влияние на его привлекательность для инвесторов [32], поэтому создание инфраструктуры, является одним из основных условий эффективности региональной инвестиционной политики. Таблица 4 Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям в АЗРФ, % Регион 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Российская Федерация 37,1 36,8 36,0 36,5 37,9 37,1 38,1 41,5 43,1 42,4 44,2 Арктическая зона РФ 30,1 34,4 35,3 34,7 40,1 35,3 35,0 40,8 42,0 43,4 44,4 Регионы, полностью входящие в АЗРФ Ненецкий АО 9,2 8,3 7,8 6,5 6,6 6,6 6,6 55,4 17,3 25,1 29,4 Мурманская обл. 20,5 21,8 30,0 32,7 33,5 34,1 34,7 35,3 35,9 38,1 41,3 Ямало-Ненецкий АО 83,0 83,0 82,0 83,5 85,3 85,5 80,4 80,6 66,1 66,2 65,6 Чукотский АО 3,6 14,6 14,7 14,8 5,9 5,7 5,7 7,7 62,3 62,5 63,6 Регионы, частично входящие в АЗРФ Республика Карелия 35,0 31,0 27,0 27,0 27,0 29,0 29,0 30,0 32,0 32,0 33,4 Республика Коми 42,0 43,4 44,6 44,9 45,6 46,8 47,1 47,6 48,8 49,6 50,4 Архангельская обл. 8,9 8,8 9,1 9,3 10,6 11,8 12,4 13,8 14,6 15,1 16,9 Красноярский край 40,0 69,7 73,6 64,8 66,9 67,9 70,0 67,0 71,4 71,4 67,8 Республика Саха (Якутия) 29,0 29,0 29,0 29,0 79,5 30,0 29,0 29,3 29,9 30,6 31,6 Источник: рассчитано автором по данным Росстата (приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели»). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 09.03.2021). 4. По результативности достижения цели — развитие малого предпринимательства — лидерами стали Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где на фоне общероссийского (в том числе и в АЗРФ) сокращения работников малого бизнеса численность занятых на малых предприятиях, наоборот, увеличилась (в 2019-м прирост к уровню 2015 г. составил 20,8 и 7,3 % соответственно). Кроме того, на Чукотке более чем в 2 раза увеличился и оборот малых предприятий, в то время как в остальных арктических регионах темпы роста оборота малых предприятий не превысили среднероссийское значение. В целом анализ результативности инвестиционной политики регионов АЗРФ продемонстрировал лидирующее положение Архангельской обл. и Красноярского края (табл. 5). За ними со значительным отрывом следуют Чукотский автономный округ, Мурманская обл. и Республика Карелия. В аутсайдерах оказались регионы, экономика которых ориентирована на добычу полезных ископаемых — Республика Коми (доля добычи в отраслевой структуре промышленного производства региона составляет 62,9 %), Якутия (88,0 %), Ямало-Ненецкий (85,6 %) и Ненецкий (98,4 %) автономные округа. Таблица 5 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz