Север и рынок. 2021, № 1.
• план мероприятий по достижению целей стратегии (Ks 4 ); • целевые индикаторы реализации стратегии (Ks 5 ). В рамках третьего структурного блока оценка проводилась по основным показателям, характеризующим достижение главных целей инвестиционного развития регионов АЗРФ: • обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста за пятилетний период (2015-2019 гг.) — темпы роста инвестиций в основной капитал (Kr 1 ), темпы роста ВРП (Kr 2 ); • инновационное развитие — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП (Kr 3 ), доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (Kr 4 ); • развитие и модернизация инфраструктуры — доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал (Kr 5 ), доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям (Kr6); • развитие малого предпринимательства — прирост численности работников (Krj) и оборота (Kr8) малых предприятий. Для расчета интегральных показателей по первым двум блокам ( Qi , Qs ) использовался балльный метод: на первом шаге по каждому частному показателю присваивается балл в соответствии со шкалой оценки с учетом весовых коэффициентов, полученных экспертным путем; на втором шаге рассчитывалась сумма баллов по всем показателям с последующим делением полученного результата на число показателей. Интегральный показатель по третьему блоку ( Qr ) определялся путем свода числовых значений показателей по каждому отдельному региону, сопоставимых со среднероссийским уровнем, принятым за единицу, с последующим делением на количество принятых в расчет показателей (метод многомерной средней). Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, аналитические и статистические материалы с официальных сайтов органов государственной власти регионов АЗРФ, в том числе региональных инвестиционных порталов. Результаты исследования Изучение институциональных аспектов осуществления инвестиционной деятельности в АЗРФ (блок 1) и качественный анализ содержания инвестиционных стратегий арктических регионов (блок 2) проводились автором в 2017-2019 гг. Опираясь на результаты этих изысканий, которые более уже подробно представлены [24-25], и используя вышеуказанный инструментарий оценки эффективности региональной инвестиционной политики, на данном этапе исследований, было определено: I. В регионах АЗРФ внедрение «свода единых правил», т. е. стандарта, завершилось в 2015 2016 гг. К этому времени в большинстве из них уже было сформировано инвестиционное законодательство и разработаны региональные инвестиционные стратегии. С внедрением стандарта в арктических регионах также появились организации по привлечению инвестиций и советы по улучшению инвестиционного климата, а все основные нормативно-правовые акты и программные документы стали доступны на инвестиционных интернет-порталах. На сегодняшний день во всех регионах предоставляются государственные гарантии и налоговые льготы для субъектов, реализующих инвестиционные проекты, создана инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов, особые экономические зоны со льготными налоговыми условиями, промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы и проч. По итогам анализа качества сформированных в арктических регионах институциональных условий осуществления инвестиционной деятельности можно утверждать, что наиболее целостная институциональная среда создана в Красноярском крае, Мурманской обл., Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе (табл. 1). II. Анализ качества региональных инвестиционных стратегий показал: наиболее проработанным документом является инвестиционная стратегия Мурманской обл. (табл. 2). В стратегиях остальных регионов даны достаточно размытые представления о составляющих инвестиционного потенциала территорий и вариантах инвестиционного развития, а в большинстве из них отсутствуют критерии измеримости достижения основной цели и выполнения задач реализации стратегии. В Чукотском автономном округе и Республике Коми инвестиционные стратегии не разработаны, а инвестиционному развитию посвящены разделы в стратегических или программных документах социально-экономического развития регионов. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz