Север и рынок. 2021, № 1.

institutional environment was created in the Krasnoyarsk Territory, the Murmansk Region, the Republic of Sakha (Yakutia) and the Yamalo-Nenets Autonomous District. Analysis of the quality of regional investment strategies within the framework of the second structural block showed that the most elaborated document is the investment strategy of the Murmansk region. Within the framework of the third structural block, it was determined that the most effective investment policy is carried out in the Arkhangelsk region — the only Arctic region where the integral performance indicator exceeded the average Russian level. In the rest of the Arctic regions, the measures taken to achieve the main goals of investment development are still insufficient. It is concluded that in order to increase the efficiency of the investment policy of the Arctic regions, it is necessary to strengthen the role of strategic planning in the practice of regional investment management, improve information support for investment activities, and stimulate scientific, technical and innovative activities. Keywords: regional investment policy, performance assessment, institutional environment, investment strategy, arctic region. Введение В современной отечественной и зарубежной научной литературе существует значительное количество работ, посвященных вопросам оценки эффективности региональной инвестиционной политики. Вместе с тем большинство из них характеризуется сосредоточенностью преимущественно на исследовании инвестиционных процессов или инвестиционной активности регионов [1-4], анализе инвестиционного потенциала и рисков осуществления инвестиционной деятельности [5-7], оценке инвестиционной привлекательности [8-10] или инвестиционного климата территорий [11-13], при этом не учитываются институциональные аспекты формирования инвестиционной среды, то есть без тех условий, которые задают институциональные рамки осуществления инвестиционной деятельности. С формальной точки зрения в России эти институциональные условия могут считаться достаточно единообразными, что связано реализацией в 2012-2016 гг. комплекса правительственных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и условий ведения бизнеса в регионах. Главной целью предпринимаемых мер стало «желание правительства внедрить на территории страны единые «правила игры», то есть максимально «стандартизировать» институциональную среду в регионах за счет выявления и тиражирования лучших управленческих практик в области совершенствования инвестиционного климата» [14, c. 378-179]. Эти единые «правила игры» были систематизированы в «Стандарте деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата» (Региональный инвестиционный стандарт), внедрение которого с 2012 г. стало обязательным во всех российских регионах1 , а в дальнейшем и на муниципальном уровне (Муниципальный инвестиционный стандарт). Обе версии зарекомендовали себя как достаточно эффективные инструменты улучшения инвестиционного климата [15], однако в силу различий в управленческой деятельности, в том числе и формального отношения региональных властей к внедрению Инвестиционного стандарта, отсутствия учета местной специфики при внедрении «стандартных» правил и проч. в каждом отдельном регионе сформировалась своя институциональная среда, не всегда отражающая реальные качественные изменения. Цель исследования заключалась в сравнительной оценке эффективности реализации инвестиционной политики регионов Арктической зоны Российской Федерации, перспективы повышения роли которых для социально-экономического развития России и обеспечения национальной безопасности [16-20] обусловливают исключительную актуальность и значимость настоящего исследования. Методология исследования Комплексная оценка эффективности инвестиционной политики регионов АЗРФ проводилась на основе авторского методического инструментария, позволяющего оценить результативность региональной инвестиционной политики во взаимосвязи с институциональными условиями осуществления инвестиционной деятельности и практикой стратегического планирования инвестиционного развития [21]. В качестве арктических рассматривались все регионы, территории 1См.: Перечень поручений Президента Российской Федерации от 31.01.2013 № 144ГС; Указ Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 «Оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz