Север и рынок. 2021, № 1.
тепловая — 68,9 Гкал/ч (располагаемая — 30,7 Гкал/ч), основным топливом является уголь. В 2019 г. МТЭЦ выработала электроэнергии 5,54 млн кВ тч , отпуск тепла составил 51,8 тыс. Гкал1. В процессе эксплуатации ТЭЦ выявлены недостатки, обусловленные ошибками на стадии проектирования, следствием которых является ненадежная и неэкономичная работа ТЭЦ в целом. В настоящее время на ТЭЦ пос. Депутатский установлены два паровых котла и при минимальных температурах наружного воздуха (максимальных тепловых нагрузках) возникает дефицит электрической мощности ТЭЦ, что влечет за собой необходимость работы дизельной ЭС и приводит к увеличению себестоимости отпускаемой тепловой и электрической энергии2. Согласно отчетным данным АО «Сахаэнерго», стоимость электроснабжения в пос. Депутатский (от МТЭЦ и ДЭС) составляет около 70 руб/кВтч, с топливной составляющей около 30 руб/кВтч, КПД — 32 %. Очевидно, что с такими показателями эксплуатацию комплекса МТЭЦ+ДЭС нельзя считать эффективной. Следует отметить, что проблемы недостаточной обоснованности проектов МТЭЦ, качества проектирования и надежности оборудования нередко выявляются при анализе опыта реализации таких пилотных объектов [26]. Общероссийские трудности в развитии малой когенерации связаны не только с технологическими проблемами (недостаточной обеспеченностью надежным отечественным оборудованием), но и с отсутствием должной институциональной основы и финансовой поддержки ее развития со стороны как федерального центра, так и региональных администраций, к данным проблемам стоит добавить также разграничение центров ответственности и несогласованное планирование систем электро- и теплоснабжения [3]. Утилизация тепла на ДЭС. Тепловая энергия на Севере нужна практически повсеместно и круглогодично. Установка комплекса утилизационного оборудования на ДЭС позволяет в 2 раза повысить топливную эффективность и приносить дополнительный доход от реализации тепловой энергии. Например, при отпускаемой потребителям цене тепловой энергии в 2 -4 тыс. руб/Гкал возможный дополнительный доход, отнесенный к 1кВ тч генерируемой электроэнергии, составит 1,7 3,4 руб/кВт ч (в сравнении с тарифами ДЭС немного, но экономически обоснованные цены действующего теплоснабжения нередко кратно выше принятого диапазона). Согласно типовым проектам, при полной комплектации ДЭС утилизационным оборудованием возможный объем производства тепловой энергии сопоставим с объемом генерации электроэнергии. Этот потенциал утилизации сбросного тепла практически не используется, теплообменники устанавливаются в основном для отопления зданий ДЭС. Опыт оснащения ДЭС теплоутилизаторами для отпуска тепловой энергии потребителям имеется в АО «Сахаэнерго». Во всех подразделениях компании (16) одна или несколько ДЭС оборудованы утилизационными установки, суммарная тепловая мощность которых составляет 15,5 Гкал/ч, однако отпуск тепла производится только в четырех РЭС3. Слабая заинтересованность производителей электроэнергии в наиболее полной утилизации тепловой энергии может быть обусловлена рядом причин: отсутствием потребителей в непосредственной близости, неэффективностью замещения действующих схем теплоснабжения, несоответствием графиков отпуска тепловой энергии и нагрузки, низкими ценами на тепловую энергию, не обеспечивающими окупаемость инвестиций, конфликтом интересов операторов электро- и теплоснабжения. Укрупненная оценка эффективности теплоснабжения от ДЭС показала, что при тарифах 3-4 тыс. руб/Гкал и удельных инвестициях в систему утилизации и отпуска тепла до 40 млн руб/Гкал/ч период окупаемости составит от 3 до 5 лет. Но в условиях автономной работы ДЭС может потребоваться совмещение работы с другими источниками теплоснабжения, поэтому при обосновании технических решений должна учитываться комплексная (системная) эффективность локального электро - и теплоснабжения. 1См.: Годовой отчет АО «Сахаэнерго» по результатам работы за 2019 год. URL: http://sakhaenergo.ru/ api/containers/attachments/download/783-filename (дата обращения: 07.09.2020). 2 См.: Схема теплоснабжения муниципального образования «Поселок Депутатский» Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия) до 2034 года (актуализация на 2021 год). URL: https://deputatsky.sakha.gov.ru/ uploads/959/14b24b76c76e7a9ff9eaf1820631c757da472081.pdf (дата обращения: 10.09.2020). 3 См.: О схеме и программе развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы: указ главы Республики Саха (Якутия) от 30.04.2020 № 1171. URL: https://glava.sakha.gov.ru/uploads/ ckfinder/userfiles/files/1171.pdf (дата обращения: 09.09.2020). 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz