Север и рынок. 2021, № 1.

хозяйства населения уводят с рынка 27,9 млн руб. потенциальной прибыли (4,5 руб .6 ,2 тыс. т). Таким образом, совокупный объем прибыли на картофельном рынке Республики Коми составляет 65,7 млн руб. Мы видим, что 1-е место по конкурентоспособности занимают сельхозорганизации, 2-е — хозяйства населения и 3-е — крестьянско-фермерские хозяйства. Домашние хозяйства уменьшают емкость рынка. Охарактеризуем отношения между производителями и потребителями картофеля по линии цепочек создания стоимости (табл. 7). Таблица 7 Отношения между производителями и потребителями картофеля по линии цепочек создания стоимости Потребители Сельскохозяйственные организации Крестьянско- фермерские хозяйства Хозяйства населения Импорт Розничный рынок + + 0 - Образование и здравоохранение + + 0 - Общественное питание + + 0 - Оптовая торговля + + 0 - Экспорт + + 0 - Примечание. Условные обозначения: 0 — взаимное вытеснение; «+» — рост активности, отношение кластерного взаимодействия, отношение сотрудничества, создание цепочек формирования стоимости, укрепление взаимодействия; «-» — снижение активности, вытеснение. Как показано в табл. 7, между сельхозорганизациями и основными покупателями складываются отношения сотрудничества. Так же обстоит дело и с крестьянско-фермерскими хозяйствами. Росту активности местных сельскохозяйственных производителей способствует экспорт картофеля, импорт вытесняет их с рынка. Отметим, что при улучшении инфраструктуры в северных регионах местные товаропроизводители снижают свою долю на рынке из-за дешевого импорта. Основные тенденции на рынке картофеля в Республике Коми таковы: в целом хозяйства населения уменьшают свою долю рынка картофеля, сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства увеличивают. Рост активности местных производителей на рынке картофеля достигается за счет улучшения инфраструктуры сбыта, снижения себестоимости, увеличения масштабов поставки. Если соответствующие мероприятия не будут проводиться, то импорт будет захватывать все большую долю регионального рынка картофеля. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности картофелеводческих хозяйств В целом, картофелеводство в Республике Коми (по сравнению с производством картофеля в более южных районах, например в Кировской обл.), если пренебречь брендом местного производства, менее рентабельно или даже совсем нерентабельно, оно более рискованно, а значит, и менее конкурентоспособно. Для обеспечения устойчивости сельскохозяйственных предприятий в Республике Коми необходимо искать новые растения для территориальной специализации производства, хотя картофелеводство останется ведущей отраслью растениеводства в регионе, в этом направлении здесь ведется работа, хотя и не всегда успешная. Для понимания путей повышения конкурентоспособности производства картофеля в Республике Коми обратимся к зарубежному опыту. Производство картофеля в США в 2017 г. составило 20 млн т, его выращивают почти в каждом штате. Только около трети картофеля употребляется в свежем виде, примерно 60 % годового объема производства перерабатывается в замороженные продукты (например, картофель 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz