Север и рынок. 2021, № 1.
Таблица 3 Обзор научной литературы по вопросам картофелеводства в Республике Коми Авторы Вклад в разработку проблемы Шморгунов Г. Т., Коковкина С. В. и др. [23] Обобщают опыт применения различных сортов картофеля, районированных в Республике Коми, подчеркивают актуальность семеноводства для развития картофелеводства в регионе Чеботарев Н. Т., Юдин А. А. и др. [24] Анализируют преимущества и недостатки различных сортов картофеля, рекомендованных для возделывания в Республике Коми Анализ научной литературы по вопросам конкурентоспособности выращивания картофеля в Республике Коми показывает, что авторы акцентируют свое внимание на сравнении долей рынка, рентабельности и прибыльности картофеля, на инновационных решениях, направленных на улучшение качества картофеля и повышение его урожайности, а рыночной конъюнктуре картофеля уделяется мало внимания. Исходя из табл. 3, отметим, что в литературе большое внимание уделяется технологическим и природно-климатическим аспектам возделывания картофеля в Республике Коми и гораздо меньше — вопросам повышения рыночной конкурентоспособности продаж местного картофеля в регионе. Данные табл. 2 показывают, что ученые разных стран проявляют большой интерес к повышению конкурентоспособности производства картофеля в различных регионах и зонах мира, в том числе в зоне Крайнего Севера. Конкурентоспособность сельского хозяйства региона — это не только преимущество в цене и качестве продукции, это еще и бренд, имидж региона. В этой связи важно принимать во внимание впечатление, производимое отраслью в данном населенном пункте, экономический и образовательный потенциал населения, занятого в региональном сельском хозяйстве, ритм жизни и количество увлекательных занятий, которые могут найти занятые в сельском хозяйстве, благоприятные условия для отдыха и туризма, общую безопасность и дружелюбие жителей. Факторы региональной конкурентоспособности включают также действия региональных властей, налоговое законодательство, условия экспорта, качество рабочей силы, безопасность региона, защиту прав собственности в регионе, климатические условия региона. Таким образом, по результатам обзора научной литературы можно констатировать: накоплен значительный массив предложений по вопросам конкурентоспособности региона, сельского хозяйства, включая картофелеводство, однако эти предложения нуждаются в доработке применительно к условиям рынка картофеля в Республики Коми. Модели ры нк а картофеля Рыночный обмен может быть представлен двумя противоположными типами — двусторонней монополией и конкурентным рынком. Мы полагаем, что конкуренцию можно представить как обмен, противоположный двусторонней монополии. Двусторонняя монополия означает обмен двух субъектов рынка — монополиста и монопсониста [25]. На наш взгляд, при двусторонней монопсонии устойчивое равновесие достигается согласно гауссовской кривой распределения вероятностей, в вершине которой достигаются максимум потребительского излишка для потребителя и минимум затрат продавца, цена устанавливается между предельными издержками монополиста и денежным выражением потребительского излишка монопсониста. Конкурентный рынок можно представить как некоторое число продавцов и покупателей, тогда конкуренцию можно изобразить как игру четырех участников. Действия игроков подчинены правилу: продавцы стремятся получить прибыль, а покупатели стремятся получить потребительский излишек. Пусть действуют продавец 1, продавец 2, потребитель 1 и потребитель 2. Конкурентный рынок может быть равновесным, когда предложение продавцов и спрос покупателей совпадают при некоторой фиксированной цене, при этом одновременно цена предложения и спроса совпадает при некотором фиксированном количестве товара. Конкурентный рынок может быть и неравновесным, когда стратегии продавцов и покупателей не совпадают по цене при фиксированном количестве товара или не совпадает количество товара при некоторой фиксированной цене. На рис. 1-2 показано равновесное состояние на двустороннем рынке товара, фиксированного или по цене, или по количеству. На рис. 1, а , показано, что при фиксированном количестве товара продавец стремится определить наивысшую цену на свой товар при наибольшей вероятности совершения сделки, на рис. 1, б , показано, 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz