Север и рынок. 2021, № 1.

Введение Изучение конкурентоспособности производства картофеля в Республике Коми важно для более глубокого понимания путей обеспечения устойчивого финансового состояния сельского хозяйства региона и бесперебойного снабжения населения местными продуктами питания. Цель статьи — выявление сильных и слабых сторон производства картофеля в Республике Коми, определение рыночных возможностей для развития картофелеводства как отрасли специализации сельского хозяйства региона. Методы и инструменты исследования: статистические материалы, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ, мониторинг цен, продаж и качества картофеля на рынках Республики Коми и г. Сыктывкара. Обзор литературы Результаты обзора литературы по тематике исследования конкурентоспособности представлены в табл. 1. Таблица 1 Обзор литературы по вопросу содержания категории конкурентоспособности Авторы Вклад в разработку проблемы Смит А. [1, с. 74] Из трудов А. Смита вытекает, что конкурентоспособность означает способность фирмы снизить издержки на производство своего товара, поставляемого на рынок, относительно издержек другого производителя, получить дополнительную прибыль; общество при этом получает дополнительную потребительскую стоимость от обмена Рикардо Д. [2, с. 114] Из трудов Д. Рикардо вытекает, что конкурентоспособность означает способность фирмы снизить цену своего товара, поставляемого на рынок, относительно цены, сложившейся на рынке, и при этом получить прибыль; общество получает дополнительный прирост потребительской ценности от обмена Портер М. [3, с. 101] Понимает конкурентоспособность как наличие конкурентных преимуществ одной фирмы перед другими фирмами (дополнительных возможностей для роста прибыльности компании в сравнении и с другим компаниями) Гиколи Н. [ 4] Рассматривает конкуренцию как состязание экономических агентов за прибыль, в т о р а я потенциально сосредоточена на рынке, и как свободу контрактов и торговли от государственных ограничений Бривууд Х., Гарнет Т. [5] Представляют конкурентоспособность как способность товаров замещать друг друга (например, мясо рыбой и наоборот) Папаконстандинис Л. [6] Показывает конкурентоспособность как результат состязания товаропроизводителей и потребителей за наилучшее решение по цене, объему предложению, качеству товара для производителей и потребительскому излишку для потребителей Ахмед М. и др. [7, с. 383-402] Исследуют влияние изменения климата на конкурентоспособность картофеля со помощью математических методов Пурнама Ч., Уардана Л. У. и др. [8] Анализируют влияние, которое оказывает международная интеграция на конкурентные преимущества малого и среднего предпринимательства Найденов Н. Д., Никитинская С. С. [9, с. 87-100] Определяют конкурентоспособность как позицию, которую занимает отрасль по привлечению инвестиций, вывозу товаров и услуг, цене и качеству товаров и услуг, доле его продаж на национальном и международном рынках, рентабельности продаж, эффективности использования ресурсов Семяшкин Г. М., Семенчин С. И. и др. [10] Применяют в анализе конкурентоспособности сельского хозяйства региона формулу оценки уровня достижимого роста SGR* *Расчеты уровня достижимого роста широко применяются в западной практике планирования. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz