Север и рынок. 2021, № 1.

«Арктика — территория диалога», президент России Владимир Путин отметил1: «Для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нам нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. Мы уже приступили к созданию в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из наших арктических регионов и должен обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики». На наш взгляд, наиболее целесообразным представляется при создании НОЦ в арктическом макрорегионе использовать конвергентно-сетевую модель, основанную на принципах стратегического межрегионального взаимодействия и кооперации в открытую горизонтально интегрированную сетевую инновационную систему, в которой участники (резиденты) взаимодействуют друг с другом не локально, когда каждый регион создает собственную инновационную систему, заточенную под экономическую специфику конкретного субъекта Федерации, а в бизнес-логике «B2B», когда формируется единая «B2B» — электронная площадка, которая на основе цифровых технологий соединяет в себе все интеллектуальные и материальные ресурсы для создания актуальных для реального сектора арктической экономики научно-технических решений прикладного характера, интегрируя их в единую систему на базе центрального портала. В данном подходе это означает, что участники научной, образовательной и бизнес-среды сами находят друг друга, объединяясь и кооперируясь в проектные альянсы и научные (в т. ч. международные) коллаборации, создавая на базе сильнейших участников востребованные на рынке инновации. Данный подход призван не только объединить научные знания и обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных для опережающего развития арктической экономики (и прежде всего индустриального сектора) направлениях НИОКР, но и существенно снизить издержки инновационного цикла, в том числе за счет исключения бесперспективных с точки зрения рыночной коммерциализации научных разработок, так как их заказчиком будут конкретные предприятия реального сектора экономики, формирующие техническое задание на разработку НИОКР, исходя из фактических потребностей собственного производства. Очевидно, что деятельность такого НОЦ должна охватывать полный инновационный цикл: «прикладные исследования (технологические решения) — опытное производство (опытный образец) — рыночная реализация» — и иметь передовую научно­ технологическую и лабораторную базу, позволяющую проводить уникальные исследования и разработки мирового уровня. Таким образом, разнообразие подходов к построению «тройной спирали» является ключевым фактором успешности функционирования инновационной экосистемы, что позволит максимально задействовать предпринимательский, научно-технологический и образовательный потенциалы регионов АЗРФ, при этом невозможно приуменьшить роль федерального центра во взаимоотношении с регионами. Очевидно, что без активного участия федерального правительства, призванного формировать стратегические приоритеты инновационного развития, любая региональная политика в сфере инноваций обречена на провал [9]. 4. Система показателей инновационного развития промышленного сектора арктической экономики Важным аспектом эффективного управления инновационным развитием экономики страны и регионов (включая арктические) является наличие адекватных показателей, характеризующих динамику и возможность сравнительного анализа инновационности различных социально­ экономических систем. В международной практике применяется значительное количество различных индикаторов инновационной динамики как страны в целом, так и отдельных регионов. В Европе разработана система оценки инновационного развития стран (The European Innovation Scoreboard — EIS) и регионов (Regional Innovation Scoreboard — RIS). При расчете инновационного индекса выделяют три группы показателей: 1) институциональные факторы инновационного развития (нормативно-правовое обеспечение по созданию благоприятного инвестиционно-инновационного климата, снижению административных барьеров ведения бизнеса, доступу к инфраструктуре, меры государственной поддержки инновационной деятельности, пр.); 1 Международный арктический форум в Санкт-Петербурге «Арктика — территория диалога». URL: https://ria.ru/20190409/1552517014 (дата обращения: 27.12.2020). 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz