Север и рынок. 2021, № 1.
В данном контексте тройную спираль можно рассматривать как эмпирическую эвристику, которая использует в качестве объяснения не только основанную на знаниях движущую экономическую силу, но также динамику эндогенизированных преобразований, обусловленных научно обоснованными изобретениями и инновациями, где отношения между университетом, промышленностью и правительством рассматриваются как неоинституциональные механизмы в контексте глобальных экономических изменений [8]. В мировой практике преобладают два основных подхода. Первый основан на парадигме главенствующей роли государства, которое выступает доминирующей и направляющей силой для других институций. Как пишет Г. Ицковиц, автор концепции: «Модели внедрения инноваций сверху вниз оказались весьма успешными при реализации крупных военных и космических проектов в условиях как социалистического, так и капиталистического режима» [6]. С одной стороны, такой подход позволяет реализовывать командно-административным методом большие проекты путем мобилизации государственных ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития, но, с другой — наблюдается недостаток инициатив от участников других институциональных сфер. Второй подход представляет собой рыночную модель, в которой каждая институция (университеты, бизнес и государство) функционирует самостоятельно, при этом сектор науки и образования с бизнесом связывают рыночные отношения, формируемые на основе долгосрочного стратегического партнерства, а государство выступает институциональным регулятором, призванным стимулировать инновационный процесс путем формирования благоприятного инновационного климата, создания условий и стимулов для инновационной деятельности и использования инноваций, стимулирования конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения1. Так же государство предоставляет на конкурсной основе целевые гранты на научные исследования и образовательные проекты, имеющие приоритетное для развития экономики значение. В этой модели университеты, сохраняя свою традиционную роль, начинают выполнять новую миссию, трансформируясь из чисто образовательных и научно-исследовательских учреждений в предпринимательские университеты (entrepreneurial university), ориентированные на прикладной характер научных исследований в интересах бизнеса и формирование у выпускников компетенций инновационной деятельности, то есть здесь речь может идти о новой миссии университетов по формированию инновационного общества, в основе которого стоит инновационный человек (homo innovaticus) как особый антропологический индивидуум современности, сущностной характеристикой которого является инновационное мышление, доминирование экономической рациональности, приверженность к ценностям постоянного обновления и модернизации. С точки зрения современного российского дискурса формирование у граждан компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований является одной из основных задач инновационного развития. К таким компетенциям относятся2: • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, пере- и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; • способность к критическому мышлению; • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; • владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению. Наращивание таких компетенций — длительный и сложный процесс, предполагающий необходимость построения эффективной инновационной системы интегрированного типа. Поэтому сегодня в России необходима гибридная модель построения инновационной экосистемы, в основу которой положен так называемый «пространственный подход», предполагающий не принудительное, а консенсусное взаимодействие между различными акторами (университетами, бизнесом и государством), формирующими так называемое пространство согласия (консенсуса), то есть речь идет о создании такой модели инновационной экосистемы, где каждая сфера, выполняя свои традиционные институциональные функции, обеспечивает на условном пересечении институциональных сфер 1См.: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ 4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjILtn9oA.pdf (дата обращения: 05.01.2021). 2Там же. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz