Север и рынок. 2021, № 1.

новых научно-технических результатов ведет к резкому сокращению инновационного цикла, что определяет ускорение темпов обновления продукции и технологий. Поэтому для конкурентоспособного развития национального хозяйства одной из важнейших задач является повышение практико-ориентированной результативности сектора исследований и разработок. Это требует формирования единой инфраструктуры обеспечения сектора исследований и разработок, позволяющей выполнять комплексные проекты национального масштаба, создания эффективных механизмов регулирования, координированного и развития сектора НИОКР в соответствии с приоритетами государственной политики, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания долгосрочного социально-экономического и научно-технического развития на федеральном уровне. Стратегическая цель государственной политики в области развития науки и технологий — обеспечение к 2020 г. мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности России на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, которые обозначены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации1. Приоритетными следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно­ технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат в том числе [5]: • переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; • повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии; • связанность территории страны путем создания интеллектуальных телекоммуникационных и транспортных систем, а также за счет занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики. Важно подчеркнуть, что эти три приоритета из семи заявленных в Стратегии имеют самое прямое отношение к развитию экономики АЗРФ, которая, чтобы быть конкурентоспособной, должна иметь ярко выраженный инновационный характер, спрос на которые формируют глобальные шельфовые и инфраструктурные проекты по освоению пространств и ресурсов Арктики. Среди главных неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны, называют2: невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что сдерживает практическое применение результатов исследований и разработок3; слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, разомкнутость инновационного цикла; несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях, что не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий. Одной из стратегических задач перехода арктической экономики на инновационную модель опережающего развития является создание в арктическом макрорегионе эффективной инфраструктурно целостной инновационной экосистемы, интегрированной в общенациональные и мировые процессы создания и использования нововведений. Следует отметить, что в наиболее развитых экономиках, построенных на знаниях и человеческом капитале, ключевую роль в инновационном развитии играет интеграция инновационных процессов, получившая название «модель тройной спирали» (triple helix model), так называемая тройная спираль Г. Ицковица [6]. Автор концепции тройной спирали профессор Стэнфордского университета Г. Ицковиц предложил эффективную модель инновационного развития на основе тесного взаимодействия промышленных предприятий с органами власти и университетами [7]. 1См.: О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента России от 01.12.2016 № 642. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007.pdf (дата обращения: 05.01.2021). 2Там же. 3Доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9 %; инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 %. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz