Север и рынок. 2021, № 1.

оСЭЭС . 1 ■ /1 т \ где R. — социо-экономико-экологическая система /-го арктического региона1, г = (1,2,...,n), где n = 9; р / — весовой коэффициент значимости, характеризующий вклад i-го региона в экономику АЗРФ. Тогда, исходя из применения системного подхода и опираясь на уже изложенные подходы, теоретическую модель устойчивого социально-экономического развития арктического макрорегиона в концепции новой индустриализации промышленности можем представить системой уравнений: где Sp — производственный сектор i-го региона, отражающий совокупный выпуск промышленного производства Y(t) в году t, где у — индекс, характеризующий уровень инновационной сектор НИОКР, отражающий запас знаний и технологий 9 (t) в промышленном секторе экономики i-го региона в году t, где П/ — индекс, характеризующий параметр масштаба использования научно- образования, отражающий качество человеческого капитала c ( t ) в показателях объема квалифицированного труда экономически активного населения, занятого в промышленном секторе экономики i-го региона в году t; ц/ — индекс, характеризующий параметр масштаба использования человеческого потенциала в промышленном секторе экономики региона. Одним из возможных решений этой стратегической задачи по обеспечению устойчивого экономического развития арктического макрорегиона в контексте рассматриваемой проблемы новой индустриализации могла бы стать разработка для Арктической зоны Российской Федерации (как самостоятельного объекта государственного управления) долгосрочной промышленной политики (стратегии), которую следует рассматривать как согласованную систему общегосударственных стратегий в области промышленно-инновационной, тарифно-ценовой, научно-технической, образовательной деятельности, включая механизмы привязки бюджетирования к целевым задачам, зафиксированным в промышленной стратегии, а также механизмы оценки общественно значимых конечных эффектов (экономических, социальных, экологических) для АЗРФ. При этом важным аспектом такой государственной политики должна стать утвержденная на законодательном уровне система мер налоговых преференций, позволяющих, с одной стороны, стимулировать инновационно­ инвестиционную деятельность в арктических субъектах Федерации, с другой — выравнивать экономические условия хозяйствования, связанные с так называемыми «северными удорожаниями» (например, заработная плата, длительные отпуска, высокая энергоемкость и проч.), что существенно повышает себестоимость производства. В целях повышения эффективности государственного управления стратегическим развитием арктических регионов также представляется целесообразным разработать методику оценки экономической и бюджетной эффективности государственных программ реиндустриализации и закрепить на законодательном уровне в качестве методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при формировании программ отраслевого и территориального развития. 3. Формирование региональной инновационной экосистемы интегрированного типа в концепции тройной спирали Характерной чертой современности является переход ведущих стран к построению экономики знаний и формированию инновационного общества, базирующихся на генерации, распространении и использовании знаний. Ускоряющаяся интенсификация производства на основе использования 1 См.: О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 02.03.2014 № 296. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201405050030.pdf (дата обращения: 05.01.2021). (6) индустриализации (деиндустриализации) промышленного сектора экономики i-го региона; S. N & d ry E d л технического потенциала в промышленном секторе экономики региона; S — сектор профессионального 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz