Север и рынок. 2021, № 1.

Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что современное состояние российской экономики характеризуется утратой значительной части промышленного потенциала и конкурентоспособности национальной промышленности, в том числе с точки зрения востребованных передовых научно-технических разработок и высококвалифицированных кадров. Единственным способом решения данной проблемы является курс на инновационную индустриализацию экономики на основе восстановления ее структурно-отраслевой целостности, выравнивания пространственно­ региональных характеристик промышленного потенциала страны, обеспечения международной конкурентоспособности [3]. В подтверждение данной позиции можно привести следующие данные международной статистики. Россия, занимая 6-е место в мире по объему ВВП, находится лишь на 17-м месте по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях. По этому показателю Россия находится на уровне Турции и Таиланда, 2 раза меньше Тайваня, в 3,3 раза меньше Южной Кореи и в 24 раза меньше США — мирового лидера, где обрабатывающая промышленность занимает 15 % в национальном внутреннем продукте (НВП), при этом создает добавленной стоимости на 1,71 трлн долл. в год, что составляет 20 % мирового выпуска обрабатывающих отраслей [4]. Важно подчеркнуть, что в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года1 в качестве одной из основных проблем пространственного развития России отмечается: • высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации; • несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики; • наличие инфраструктурных ограничений федерального значения на опорной транспортной сети; • низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями; • недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации. Перечисленные факторы особенно важны для арктических регионов, что актуализирует задачу совершенствования методологического обеспечения устойчивого экономического развития промышленности регионов АЗРФ именно с точки зрения промышленно-инновационного развития территорий. Это предопределяет необходимость перехода к новым принципам формирования государственной региональной политики и ее более тесного взаимодействия с промышленной политикой, учитывающей, в т. ч. пространственные факторы индустриальных преобразований. В контексте задачи методологического обеспечения устойчивого экономического развития понятие «устойчивое развитие» целесообразно рассматривать в двух аспектах внешней и внутренней устойчивости. Здесь под внешним аспектом устойчивого экономического развития нами подразумевается обеспечение международной конкурентоспособности отечественного производства, под внутренним — эффективное использование потенциала (природно-ресурсного, научно­ технического (технологического), образовательного) арктических регионов и АЗРФ в целом. При этом очевидно, что арктические регионы различаются как масштабами промышленно-экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях свободной конкуренции. Отсюда вытекает необходимость, во-первых, определения пространства задач новой индустриализации (реиндустриализации) промышленности АЗРФ и, во-вторых, выявления на уровне регионов потенциальных направлений промышленного роста (точек и зон роста), способных оказать мультиплицирующее воздействие на развитие экономики регионального хозяйства в целом. На рис. 1 представлена схема, характеризующая ключевые направления устойчивого экономического развития арктической экономики в концепции новой индустриализации промышленного сектора АЗРФ. Очевидно, что без соответствующей государственной поддержки на федеральном уровне осуществление инновационной реиндустриализации промышленности арктического макрорегиона, в том числе с учетом экстремальных природно-климатических условий хозяйствования, не представляется возможным. Такая поддержка должна носить, с одной стороны, унифицированный характер, распространяющийся на все субъекты АЗРФ, с другой — селективный, учитывающий промышленную специализацию регионов. 1См.: Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. URL: http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 05.01.2021). 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz