Север и рынок. 2021, № 2.
DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.006 И. М. Зайченко, А. А. Ильинский, М. Е. Коптев, А. М. Смирнова СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ... вещей, автономные транспортные средства, робототехника, машинное обучение перестали быть только объектами для стартапов, они стали сферой интересов большого бизнеса. В связи с этим всем традиционным участникам рынка необходимо уже сейчас менять свою стратегию и бизнес-модель, чтобы быть готовыми к вызовам окружающей среды. Такие изменения необходимо отслеживать и качественно оценивать. Согласование способов ведения бизнеса и применения цифровых технологий при этом не новая тема исследования, но в настоящее время она все более актуальна. Своевременно проведенная цифровая трансформация бизнеса позволяет глобальным компаниям изменять не только условия функционирования рынков, но и способы достижения, а также удержания конкурентных преимуществ на них. В основе цифровой трансформации лежит процесс качественных изменений, которые характеризуются эффективностью использования не только информационно-коммуникационных технологий, но и любых других материальных ресурсов предприятия, например, таких как трудовые или финансовые ресурсы. Так как внешняя среда постоянно изменяется, можно утверждать, что лучше всего сможет адаптироваться та компания, которая обладает новейшими технологиями, современной научно-исследовательской базой, достаточными финансовыми возможностями и низкими издержками. Такие предприятия занимают лидирующее положение на рынке и способны эффективно реагировать на его новые вызовы [2]. Таким образом, стратегическое развитие предприятия в современных условиях — это целенаправленное, закономерное изменение условий управления и функционирования предприятия, сопровождающееся повышением качества его технологической среды. Следовательно, цель стратегического развития — переход к новому качественному состоянию, которое обеспечит предприятию лидирующие позиции, в условиях осуществления деятельности в рамках цифровой экономики. Первостепенной задачей стратегического управления в этом случае является определение необходимой и экономически выгодной для каждого отдельно взятого предприятия стратегии развития, которая, несомненно, потребует использования современных нестандартных организационных и управленческих решений. Чтобы выбрать предпочтительную стратегию, которая приведет к потенциальному росту всех составляющих бизнеса, необходимо не только придерживаться установленных целей предприятия, но и исследовать весь спектр внутренних и внешних факторов, которые и составляют внешнюю и внутреннюю среды бизнеса. Что касается условий цифровой трансформации, то для качественного стратегического управления предприятием необходимо также провести анализ всего спектра факторов и выявить те, которые окажут наибольшее влияние на развитие цифровых технологий на предприятиях ТЭК. Но для достижения стратегических целей необходимо, чтобы существующие бизнес-процессы протекали без сбоев и все операционные цели, а также задачи выполнялись полностью и своевременно. Это возможно в случае, если система стратегического управления предприятием построена и реализуется на основе применения концепции системы сбалансированных показателей (ССП). Концепция ССП была создана Д. Нортоном и Р. Капланом [3]. В отличие от традиционных методов стратегического управления ССП использует не только финансовые, но и нефинансовые показатели. Преимуществом этого метода стратегического управления является то, что значимость отдельных показателей заменяется их балансовой оценкой. Это позволяет доводить стратегию компании до каждого работника, который будет знать свое место и степень участия в корпоративной стратегии. Появляется возможность комплексно отслеживать полученные результаты и делать корректировки по мере достижения стратегических целей. Все это создает тесную связь с мотивацией и планированием деятельности в компании. Следовательно, задача ССП состоит в том, чтобы трансформировать миссию компании в конкретные, вполне осязаемые задачи. Обзор литературы показал, что многие авторы исследовали сбалансированную систему показателей в качестве инструмента стратегического управления предприятия и определили, что ССП — это крайне эффективный способ управления стратегией фирмы. Так, в [4] представлен анализ эволюции систем показателей и делается вывод, что ССП наиболее эффективный инструмент стратегического управления предприятием. В работе представлены ключевые особенности сбалансированной системы показателей, выявлены проблемы внедрения ССП как в российских, так и в иностранных компаниях. В [5-7] авторы пытаются показать на примерах различных сфер бизнеса, как работает ССП, для чего она необходима и какие показатели учитываются при составлении стратегической карты. Анализ других источников [8-10] указывает на интересный и крайне дискуссионный вопрос об интеграции ССП с другими системами управления предприятиями, такими как система менеджмента качества и риск-менеджмент, что, по мнению авторов, позволит комплексно подойти к СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz