Север и рынок. 2021, № 2.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.005 А. А. Ильинова, В. М. Соловьева СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ИЗМЕНЕНИЕ СУЩНОСТИ И РОЛИ ... Рис. 6. Основы концептуальной модели преобразования ключевых функций стратегического управления на уровне нефтегазовых компаний Таким образом, можно заключить, что роль стратегического планирования и прогнозирования в условиях глобальной нестабильности постепенно меняется, что требует трансформации подходов к реализации данных функций как на уровне компаний, так и на уровне СЕБов. Значимость планирования и прогнозирования как ключевых функций управления выходит за рамки вероятностной оценки возможных трендов и тенденций на рынке, которые потенциально могут повлиять на деятельность компании в будущем. В сложившихся условиях компании должны предпринимать быстрые действия, уметь адаптироваться к непрерывным изменениям, выстраивать наиболее эффективные бизнес-модели, в полной мере использовать возможности и нивелировать возникающие риски и угрозы. Заключение По результатам проведенного исследования сформированы следующие выводы: 1. Стратегическое планирование и прогнозирование являются базовыми функциями стратегического управления, роль которых по мере усложнения бизнес-среды существенно возрастает. 2. Глобальный энергетический сектор характеризуется высокой степенью неопределенности и нестабильности. Растущая значимость социальных факторов, распространение принципов устойчивого и низкоуглеродного развития, а также повышение сложности технологической среды, ужесточение конкуренции на рынках энергетических ресурсов, активизация процессов трансформации мирового энергетического сектора — все это формирует целый спектр новых вызовов, требующих использования новых подходов к стратегическому управлению как на уровне компаний, так и на уровне отдельных СЕБ. 3. Установлено, что в настоящий момент нефтегазовые компании находятся на этапе «Преобразование» и частично «Поворотный момент», а уровень турбулентности макроокружения соответствует 5 (непредсказуемая среда, по И. Ансоффу). Определено, что в условиях трансформации мирового энергетического сектора должны меняться не только ключевые принципы, но и сама роль стратегического планирования и прогнозирования. Ведь стратегический успех компании обеспечивается только в том случае, если уровень развития системы стратегического 64 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz