Север и рынок. 2021, № 2.
DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.005 А. А. Ильинова, В. М. Соловьева СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ИЗМЕНЕНИЕ СУЩНОСТИ И РОЛИ ... Можно заключить, что происходящие изменения следует рассматривать не только как угрозы для сложных нефтегазовых проектов, но и как новые возможности [31, 32]. Так, для будущего развития нефтегазовых проектов на шельфе Арктики усложнение технологической составляющей, с одной стороны, требует значительных капитальных вложений, а с другой — становится ключевым фактором, позволяющим обеспечивать безопасность ведения работ в сложных условиях, высокую степень автоматизации производственных процессов, снижение капитальных и эксплуатационных затрат. Поэтому новые технологии — это новый серьезный спектр возможностей для арктических проектов. Изменяющаяся роль стратегического планирования и прогнозирования в системе управления нефтегазовыми компаниями Главной задачей для нефтегазовых компаний становится необходимость успешного ведения бизнеса и поддержания функционирования ключевых направлений деятельности в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения. Данные категории были введены еще Игорем Ансоффом в середине прошлого века. Ученый ввел понятие турбулентности внешнего окружения, уровень которой, согласно Ансоффу, определяется комбинацией таких факторов, как непостоянство рыночной среды, скорость изменений, возникновение новых технологических возможностей и интенсивность конкуренции [33]. Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение компании. По мере того как турбулентность внешней среды повышается, менеджменту компаний приходится осваивать науку быстрых и эффективных преобразований [33-35]. Ученый ввел и обосновал пять уровней турбулентности (от 1 до 5) внешней среды от повторяющейся (легкопредсказуемой) до значительной (непредсказуемой), где на каждом уровне обозначил ряд требований к стратегическому управлению. На рис. 4 приведена характеристика уровней турбулентности. Оценивая такие составляющие, как масштаб перемен и их скорость, И. Ансофф предложил четыре вида реакции на характер изменения внешней среды: от постоянного совершенствования (при достаточно стабильном внешнем окружении) до поворотного момента, когда компания изменяет парадигму ведения бизнеса (рис. 5). Рис. 4. Характеристика уровней турбулентности внешней среды [35] Рис. 5. Реакции компании на изменения во внешней среде (по И. Ансоффу) [33-35] 62 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz