Север и рынок. 2021, № 2.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 М. В. Иванова ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Арктической зоне РФ и, соответственно, развитию СМП в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной системы. Это подтверждается и рядом принятых за рассматриваемый период стратегических документов: Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)»; Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р (ред. от 31 августа 2019 г.) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»; Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Несмотря на активизацию бизнеса, в ближайшее время не выявлено потенциальных возможностей загрузки СМП товарами, не связанными с производственной деятельностью и арктическими проектами (табл. 2). Существует проблема загрузки СМП промышленными и продовольственными товарами. Например, успешный опыт доставки рыбы с Дальнего Востока в Мурманск24 обозначил проблему обратной загрузки, что делает доставку рыбопродукции для перевозчика коммерчески не выгодной. Таким образом, с одной стороны, мы наблюдаем серьезные барьеры реализации проекта «Северный морской путь», с другой — целевую государственную политику, направленную на его развитие. 24 Источник: ТАСС. Регулярным перевозкам рыбы по Севморпути помогут субсидии и загрузка обратных рейсов. URL: https://tass.ru/ekonomika/8542475 ( дата обращения: 23.11.2020). Литература 1. Иванов В. В., Алексеев В. А., Алексеева Т. А., Колдунов Н. В., Репина И. А., Смирнов А. В. Арктический ледяной покров становится сезонным? // Исслед. Земли из космоса. 2013. № 4. С. 50-65. 2. Ivanov V., Alexeev V., Koldunov N. V., Repina I. A., Sandoe A. B., Smedsrud L. H., Smirnov A. Arctic ocean heat impact on regional ice decay: a suggested positive feedback // J. Phys. Oceanogr. 2016. No. 46. P. 1437-1456. https://doi.org/10.1175/JP0-D-15-0144. ! 3. Liu & Kronbak The potential economic viability of using the Northern Sea Route (NSR) as an alternative route between Asia and Europe / / Journal of Transport Geography. 2 010. Vol. 18, issue 3. P. 434-444. 4. Сунь Сювэнь. Проблемы и перспективы освоения Северного морского пути в контексте реализации инициативы «Пояс и Путь» // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 6. С. 5-15. 5. Creswell J. W. Research Design: Qualitative, Quantitative and Mixed Methods Approaches (4th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage. 2014. P. 599. 6. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119-129. 7. Забелин П. В. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2013. 451 с. 8. Летопись Севера. Т. 11. Сб. по вопросам истории экономического развития и ист. географии Севера / редкол.: С. В. Славин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1985. 255 с. 9. Heininen L. Security of the Global Arctic in Transformation — Potential for Changes in Problem Definition. In: Heininen L. (eds) Future Security of the Global Arctic: State Policy, Economic Security and Climate. Palgrave Pivot, London: 2016, pp. 12-34. DOI 10.1057/9781137468253_2 10. Freestone D., Barnes R., Ong D. M. (Eds.). The law of the sea: progress and prospects. Oxford; New York: Oxford University Press, 2006. 11. Nordquist M. H., Moore J. N., Heydar T. H. Changes in the Arctic environment and the law of the sea. Leiden; Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2010. 594 p. 12. International Code for Ships Operating in Polar Waters (Practical guide) / International Maritime Organization. 2016. P. 83. 13. Grandinetti S. Development of a Cost-Benefit Model for Shipping in the Arctic. Chalmers University of Technology, 2017. 14. Kendrick A. The Design and Operational Implications of the IMO Polar Code. Technical Report, STX Canada Marine, 2016. 15. Быковский В. К. Международный полярный кодекс как основной международный правовой акт по обеспечению безопасности перевозок в Арктике // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С. 82-91. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz