Север и рынок. 2021, № 2.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 М. В. Иванова ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ По майскому указу президента грузооборот СМП должен увеличиться до 80 млн рублей в год к 2024 г. Прогнозные оценки различных ведомств и организаций разнятся. Так, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2017 г. грузопоток по этому маршруту вырос на 42,6 % и составил 10,7 млн т, к 2020 г., по оценкам ведомства, объем перевозок грузов по СМП должен был составить 44 млн т, а к 2030 г. он возрастет до 70 млн т. По подсчетам Минприроды, к 2024 г. по СМП объем транспортировки грузов составит 52 млн т в год, что следует из презентации ведомства на совещании министра с властями девяти арктических регионов от 25 декабря (новости от 16 января 2019 г.)18. В марте 2019 г. Минприроды обновило прогноз грузооборота СМП, дополнив его объемами, необходимыми для выполнения майского указа президента, согласно которым грузопоток составит 82 млн т к 2024 г. (новости на март 2019 г.)19. В результате объем грузоперевозок в 2020 г. составил 32,97 млн т (в 2019 г. было перевезено 31,5 млн т). По целевым показателям федерального проекта «Северный морской путь» (29 млн т в 2020 г.) план был перевыполнен на 13,7 %20. Увеличение грузопотока в перспективе связано с реализацией ресурсных проектов и масштабной реконструкцией портовой и транспортной инфраструктур. Основные проекты и источники формирования грузовой базы СМП представлены в табл. 2. В дополнение к рассмотренным проектам возможно увеличение объема арктических грузов по маршруту СМП. Например, помимо вывоза минерального сырья можно перевозить грузы снабжения для действующих и строящихся производств, транзитные грузы, «зерно Тюмени и металлоконструкции Урала и другие грузы, не связанные с нефтью и газом» (представитель Минприроды Наталья Хлопунова21), а также осуществлять северный завоз. По оценкам экспертов, это обеспечит 5 млн т из заявленных 82 млн т. Проект «Ямал СПГ» (Сабетта) фактически стал триггером качественно нового развития экономики в Арктике (рис.). В целом за исследуемый период в рамках бизнес- среды можно выделить несколько ключевых 18Источник: РБК. https://www.rbc.ru/business/16/01/2019/5c3dde2f9a79471715920f53. 19Источник: РБК. https://www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c87d7af9a7947460fcfc78e. 20 https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/658338-v-2020-g- gruzooborot-po-severnomu-morskomu-puti-vyros-pochti-na-5/. 21 Источник РБК. Минприроды нашло способ выполнить указ Путина по загрузке Севморпути. URL: https://www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c87d7af9a7947460fcfc78e (дата обращения: 01.11.2020). проблем: 1) риски невыполнения указа президента по планируемой загрузке грузооборота СМП; 2) вопросы государственного участия в реализации проекта «Северный морской путь» путем предоставления налоговых преференций и концессионных соглашений, а также возможности использования судов под иностранным флагом на шельфе Арктики, если не будет российских аналогов22; 3) изменение границ СМП; 4) развитие инфраструктуры для повышения привлекательности коммерческих перевозок. В числе основных проблем развития СМП председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике отметил отсутствие инфраструктуры и регулярной грузовой базы на всем протяжении маршрута. «Контейнеровоз датской компании Maersk, в августе — сентябре проходивший по маршруту, даже не смог загрузиться рыбой, потому что в порту не хватало рефрозеток», — отметил он23. Экономика и общество. Общеэкономическому полю СМП и общественному интересу за исследуемый период было посвящено незначительное количество публикаций (табл. 1). В основном рассматривались вопросы обеспечения экономических интересов страны в целом и регионов. В данном контексте можно выделить несколько вопросов: 1) конкуренция на глобальном рынке энергоресурсов; 2) возможности регулярных поставок рыбной продукции с Дальнего Востока по СМП; 3) конкуренция Суэцкому каналу. Общественный пласт ситуационного анализа отражает социогуманитарные особенности Арктической зоны РФ, связанные с природно­ географическим положением, сложившейся спецификой расселения, проживанием на прибрежных территориях и территориях присутствия ресурсодобывающих компаний коренных народов Севера и их традиционным природопользованием. Таким образом, наиболее существенными вопросами, требующими решения, стали: обеспечение экологической безопасности и устойчивости, создание инфраструктуры безопасной эксплуатации СМП и возможности использования маршрута, который проходит в водах российской Арктики, в качестве альтернативы торговому пути из Азии в Европу, проходящему через Суэцкий канал. 22 С 1 января 2019 г. в России действуют поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ), запрещающие использовать суда под иностранным флагом для перевозки грузов в Арктике по СМП, в том числе нефти, газа и угля, а также вести каботаж. 23 Источник РБК. Майский указ застрял во льдах: как найти 80 млн т грузов для Севморпути. URL: https://www.rbc.ru/business/16/01/2019/5c3dde2f9a79471715920f5 3 (д ата обращения: 01.11.2020). СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz