Север и рынок. 2021, № 2.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 М. В. Иванова ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Грузовые суда из КНР уже совершали проходы через СМП (за первую половину 2019 г. с начала навигационного сезона прошли шесть судов13). Также власти страны опубликовали Белую книгу по Арктике, в которой официально изложены приоритеты государственной политики Поднебесной в регионе, среди них: «сотрудничество с арктическими государствами в использовании морских путей и добыче природных ресурсов, способных оказать значительное воздействие на энергетическую стратегию и экономическое развитие Китая»14. В одном из выступлений в апреле 2019 г. президент Российской Федерации В. В. Путин говорил о возможности состыковки СМП и китайского Морского шелкового пути. Глава государства отметил, что в случае реализации подобного плана будет создан глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой. «Такой масштабный проект подразумевает тесное сотрудничество стран Евразии в наращивании транзитных перевозок, строительстве портовых терминалов, логистических центров», — заметил президент. В связи с этим представленные на форуме государства он призвал подключиться к осуществлению подобной задачи (в целом на мероприятии присутствуют представители более 150 стран мира). Кроме того, президент обозначил новые перспективы, которые, по его словам, открываются с формированием транспортного коридора «Север — Юг» протяженностью более семи тысяч километров. «В его рамках будет налажено как железнодорожное, так и автомобильное сообщение, что позволит значительно ускорить грузоперевозки из Южной Азии через Иран, Азербайджан и Россию в Европу», — рассказал президент, заметив, что «в вопросах совершенствования евразийской транспортной инфраструктуры Россия активно взаимодействует с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества». Скандинавские страны в большей степени озабочены вопросами организации поисково­ спасательных работ и вопросами экологии. Так, в начале декабря посол Дании в России Карстен Сендергорд заявил в интервью «РИА Новости», что у государства есть вопросы по поводу введенных Москвой правил прохода иностранных судов по водоему. «Например, что касается сотрудничества по авиационным и морским поисково-спасательным 13 Permissions for navigation in the water area of the Northern sea route. The Northern Sea Route Administration. URL: http://www.nsra.ru/en/rassmotrenie_zayavleniy/ razresheniya.html (дата обращения: 02.10.2020). 14 Full Text: China's Arctic Policy. The State Council of the People's Republic of China. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_2814 76026660336.htm (дата обращения: 20.09.2020). работам», — сказал Сендергорд15. По его словам, правила «должны быть предсказуемы и прозрачны» и их необходимо обсудить, в том числе в Арктическом совете. Норвегия сомневается в экономической целесообразности СМП и говорит о необходимости проверки на соответствие экологическим стандартам. Об этом «Известиям» заявила глава МИД страны Ине Мари Эриксон16. У Севморпути есть проблемы в отношении поисково­ спасательных работ и недостаточной инфраструктуры. «Это сильно усложняет задачу сделать этот маршрут выгодным и коммерчески успешным, как многие того хотели бы», — пояснила она. В апреле 2017 г в Норвегии был опубликован документ «Арктическая стратегия Норвегии — между геополитикой и социальным развитием». Несмотря на участие в санкционной политике и приостановку экономического взаимодействия с Россией в Арктике [20], в данном стратегическом документе подчеркивается, что отношения с Россией останутся важным элементом арктической политики Норвегии17. Рассмотренные дискуссионные вопросы оказывают определенное негативное влияние на перспективы конструктивного взаимодействия стран в Арктическом регионе и развитие судоходства по СМП. Однако трансформация внутренней политики России, которая направлена на повышение значимости учета пространственного фактора социально-экономического развития, что нашло свое отражение в стратегических документах и национальных проектах, направленных на «новое» освоение удаленных земель, укрепили геополитические и геоэкономические позиции и перспективы России в Арктике. Бизнес. Зависимость экономических возможностей развития территории от интересов бизнеса очень велика, особенно это относится к труднодоступным территориям Крайнего Севера и Арктики. Исторически сложилось так, что промышленное освоение этих территорий в мире осуществлялось крупными ресурсоэксплуатирующими компаниями. Поэтому группа факторов, характеризующих состояние экономики СМП, должна учитывать исторические природно-ресурсные особенности АЗРФ, производственную специфику ведущих отраслей и значения официальных экономических показателей. 15 Источник: РБК. В Генштабе отказали иностранным военным кораблям в заходах на Севморпуть. URL: https://www.rbc.ru/politics/18/12/2019/5df946449a7947bdc236d855 16 Источник: РБК. Норвегия проверит Северный морской путь на экологичность. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d63443e9a7947905479a58e ( дата обращения: 22.10.2020). 17 Norway's Arctic Strategy — between geopolitics and social development // Сайт Правительства Норвегии. 2017. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551c a735 9c1000/arctic-strategy.pdf. 40 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz