Север и рынок. 2021, № 2.
DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 М. В. Иванова ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Введение Последнее десятилетие СМП активно привлекает внимание ученых и бизнеса, политиков и общества. По оценкам экспертов, Северный Ледовитый океан подвержен определенным переменам, связанным с процессами изменения климатических условий, которые привели к уменьшению ледяного покрова Арктики за последние сорок лет (NSIDC1). Особенно это сказывается на приатлантической Арктике, которая включает Баренцево море и западную часть бассейна Нансена, где наиболее заметно сокращение площади морского льда и в летний сезон, и в сезон максимального его развития [1, 2]. Из-за сокращения ледовой шапки появляются новые перспективы для исследования природных ресурсов, морских перевозок и бизнеса. Многообразие арктических возможностей открывает новые горизонты развития России и ее укрепления в мировой экономической системе. Это и перспективное освоение арктического шельфа, где, по оценкам экспертов, запасы нефти и газа составляют 30 % всех мировых запасов, это и возможность развития морских арктических транспортных коммуникаций по нескольким направлениям: 1) транспортное обеспечение крупных энергетических и других бизнес- проектов в Арктике; 2) перспектива развития альтернативной морской транспортной магистрали между Азией и Северной Европой (по СМП протяженность маршрута из Азии (Иокогамы) в Европу (Роттердам) на 40 % короче по сравнению с традиционным) [3]; 3) реализация возможностей сопряжения интересов инициативы «Пояс и Путь» с существующими национальными и региональными проектами [4]; 4) интегрирование возможностей развития эффективной транспортной системы Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (данный проект направлен на повышение внутренней связуемости между странами Баренцева региона и укрепление внешних связей с мировыми рынками, создание новых возможностей для ключевых отраслей промышленности региона2); 5) перспективный проект «Северное сияние» (Northern Lights) прокладки по дну российских северных морей арктической высокоскоростной оптической линии (ВОЛС) от Мурманска до Владивостока3 (оптическая магистраль «Северное сияние» должна обеспечить 1 National Snow & Ice Data Center URL : https://nsidc.org ( дата обра щения: 12.09.2020). 2Barents Euro-Arctic Cooperation. URL: https://www.barentscooperation.org/en/About/Contacts/Search/Docu ments (д ата обращения: 12.09.2020). 3Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. URL : https://www.comnews.ru/content/204072/2020-01- 22/2020-w04/severnoe-siyanie-obrelo-partnera ( дата обращения: 15.09.2020). замыкание «кольца» с наземными ВОЛС в направлении Европа — Азия и, соответственно, увеличить надежность трансроссийского транзитного маршрута. Анализ последних исследований, посвященных различным аспектам развития СМП, подтверждает необходимость создания современной инфраструктуры маршрутов, реновации и строительства портов и ледоколов, что открывает возможности для развития всей Арктической зоны РФ и различных отраслей экономики страны. В то же время перспективы развития СМП существенно зависят от воздействия внешней среды: дальней (международной) и ближней (собственно национальной), что и обусловило постановку цели нашего исследования. Цель. Данное исследование направлено на выявление экономических и политических процессов, влияющих на возможности развития арктических коммуникаций в акватории СМП. Выбран период с марта 2018 г., когда были озвучены новые ориентиры развития СМП, по настоящее время. Перспективные планы развития российской Арктики вызвали определенные реакции как внешней, так и внутренней среды, что обусловило постановку двух исследовательских задач: в первую очередь рассмотреть институциональную среду СМП, связанную со спецификой международного морского права. Затем выявить основные тренды развития «ниши» СМП и определить проблемы, ограничивающие его потенциальные возможности. Методология Исследование выполнено на основе междисциплинарного подхода [5]. Теоретические построения основываются на результатах экспертной оценки отечественных и зарубежных научных работ, законодательных и нормативных документов, определяющих деятельность СМП. Качественный контент-анализ как неопросный метод исследования [5] позволил выявить тенденции изменения взглядов на развитие СМП в течение исследуемого периода (март 2018 г. — сентябрь 2020 г.) в разрезе четырех направлений — политика, бизнес, экономика и общество. Единицей анализа было выбрано ключевое слово — «Северный морской путь». В качестве источника информации были использованы публикации и экспертные интервью РБК (ведущей российской компании, работающей в сферах масс- медиа и информационных технологий). Использование в исследовании массовых источников обосновано, так как содержащаяся в них информация обеспечивает понимание контекста происходящих событий. Понятие «контекст» 36 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz