Север и рынок. 2021, № 2.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 М. В. Иванова ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И РЕГИОНАМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ УДК 338.23(98):327(98) ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ М. В. Иванова Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, Апатиты, Россия Для цитирования: Иванова М. В. Оценка возможности развития арктических коммуникаций в акватории Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 2. С. 35-45. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 Аннотация. Новые планы развития российской Арктики вызвали определенные реакции как внешней, так и внутренней среды. В марте 2018 г. президентом страны были озвучены новые ориентиры развития Северного морского пути (СМП). Далее были приняты документы стратегического развития Арктической зоны РФ. Одним из основных направлений в данных документах выделено развитие СМП в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации РФ. В рамках работы были исследованы политические и экономические аспекты внешней среды, которые влияют на развитие и функционирование арктических коммуникаций в акватории СМП. Информационной основой послужили экспертные оценки ученых и политических деятелей, а также публикации новостных компаний и экспертные интервью. Рассмотрена специфика институционального правового поля СМП. Выявлено проявление «арктического дуализма», обусловленного столкновением национального и международного права, когда изменения национального правового поля ведут к ответной реакции со стороны других арктических государств, возрастанию политических рисков, связанных с усилением конкуренции. Также определены основные бизнес-тренды развития СМП. Рассматриваемый в статье период характеризуется усилением внутриэкономической политики России, направленной на активизацию бизнес-процессов в Арктической зоне РФ. В то же время исследованные тенденции в рамках внешней среды свидетельствуют о ряде ограничений использования СМП как международной транзитной магистрали, поэтому в ближайшей перспективе СМП может использоваться только для обеспечения промышленных нужд арктического бизнеса. Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, государственная политика, судоходство. ASSESSMENT OF OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF ARCTIC COMMUNICATIONS IN THE AREA OF THE NORTHERN SEA ROUTE Medeya V. Ivanova Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia For citation: Ivanova M. V. Assessment of opportunities for the development of arctic communications in the area of the northern sea route. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 2, pp. 35-45. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.003 Abstract. New plans for the development of the Russian Arctic caused certain reactions from both the external and internal environment. In March 2018, the President of the country announced new guidelines for the development of the Northern Sea Route (NSR). The documents for the strategic development of the Arctic zone of the Russian Federation were asserted. One of the main directions in these documents is the development of the NSR as a competitive national transport means of communication of the Russian Federation on the world market. As a part of the research, the political and economic aspects of the external environment were studied, which affect the development and functioning of Arctic communications in the water area of the NSR. The informational basis was provided by expert assessments of scientists and politicians, as well as by publications of news outlets and experts' interviews. The specificity of the institutional leg al field of the NSR is considered. The article reveals the phenomena of "Arctic dualism" caused by the clash of national and international law, when changes in the national legal field lead to a response from other Arctic states and an increase in political risks related to increased competition. The main business trends in the development of the NSR were also identified. The period considered in the article is characterized by the strengthening of the domestic economic policy of Russia, which is aimed at enhancing business processes in the Arctic zone of the Russian Federation. At the same time, the considered trends within the external environment indicate a number of restrictions for the use of the NSR as an international transit highway. The processes considered indicate that in the near future, the use of the NSR can only be considered in the context of meeting the industrial needs of the Arctic business. Keywords: Arctic, Northern Sea Route, state policy, shipping. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz