Север и рынок. 2021, № 2.

К ЮБИЛЕЮ СЕРОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ 8 марта 2021 г. отметила 70-летие Валентина Анатольевна Серова, научный сотрудник Института экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН. Валентина Анатольевна трудится в Институте 36 лет, с 2001 г. и по настоящее время состоит в должности научного сотрудника отдела регионального и муниципального управления развитием северных территорий и исследует широкий спектр вопросов в области экономики транспорта и транспортной политики северных регионов. В ее багаже более полусотни научных публикаций, написанных лично и в соавторстве с другими исследователями, 11 коллективных монографий, несколько десятков научно­ аналитических докладов для органов власти всех уровней — от муниципального до федерального. В. А. Серова принимала участие в разработке долгосрочных прогнозов развития производительных сил и комплексной программы НТП Европейского Севера (транспортный комплекс), программы интенсификации народного хозяйства Мурманской области (раздел «Морской транспорт») и стратегий социально-экономического развития Мурманской области до 2015 и 2025 гг. Выполняла экономическое обоснование необходимости развития аэропорта Хибины в период перехода к рыночной экономике. На примере развития воздушного транспорта Мурманской области и анализа перевозок в Баренц-регионе исследовала современное состояние транспортного комплекса. В качестве исполнителя принимала участие в исследовательском проекте РГНФ №12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» (рук. акад. А. И. Татаркин). Валентина Анатольевна родилась в 1951 г. в рабочем поселке Ульяновской области, откуда через несколько лет всей семьей переехала на север — в город Апатиты Мурманской области. После окончания общеобразовательной школы некоторое время работала лаборантом в Горно-металлургическом институте Кольского филиала АН СССР им. С. М. Кирова. Неповторимая атмосфера уважения к научной работе, которая господствовала в коллективе лаборатории механики и горных пород, где работала Валентина Анатольевна, определила ее дальнейшую судьбу в науке. Однако до этого была еще и заочная учеба на филологическом факультете Петрозаводского государственного университета, и работа на теплоходе судоходной инспекции Беломоро-Онежского пароходства. В 1976 г. она поступила в Горьковский институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ) на экономический факультет и после окончания учебы (1980 г.) несколько лет работала экономистом в Петрозаводском порту. Вышла замуж, родила троих детей, впоследствии старшие также выбрали науку и защитили кандидатские диссертации, у младшего — творческая профессия. Научная деятельность Валентины Анатольевны началась уже после возвращения в Апатиты: в июне 1985 г. она была принята лаборантом в отдел экономических исследований. В дальнейшем, уже в должности младшего научного сотрудника (1988 г.) и научного сотрудника (2001 г.) Института экономических проблем КНЦ РАН, возглавляемого д. э. н., проф., чл.-корр. Г. П. Лузиным, сформировалась основная область ее научных интересов: вопросы формирования и реализации региональной транспортной политики на российском Севере; разработка концептуальных подходов к формированию организационно-управленческой структуры и механизмов товарообеспечения регионов Севера; изучение тенденций и закономерностей развития транспортной инфраструктуры и ее влияния на социально-экономическое развитие регионов Севера и Арктики; проблемы транспортной обеспеченности и доступности арктических регионов (воздушный транспорт). В 2004 г. В. А. Серова была награждена Почетной грамотой РАН и профсоюза работников РАН, в дальнейшем — Почетной грамотой ИЭП КНЦ РАН (2005 г.), благодарственным письмом главы города Апатиты (2007 г.), Почетной грамотой главы города 104 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка, 2021, №2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz