Север и рынок. 2020, № 4
a special very light concrete or cellular gas-fiber concrete, which is a dry mixture of non-autoclave production, which is delivered dry to the construction site and only diluted with water directly on site in the volume necessary for a specific operation, after which it is poured into the monolith on the spot. When building access roads when creating an oil and gas field, it is necessary not only to create access roads, but also paths that connect the objects o f the field with each other. The use of light concrete in creating access roads, as well as paths that connect the objects of the field with each other, has a number of advantages, especially in terms of low weight and strength. In addition, this coating protects the base from bad weather conditions. This paper presents a comparative calculation of the economic efficiency o f using various road construction technologies in these conditions. A detailed overview of the existing tools for evaluation the capital investments, taking into account the time factor, is presented. The specifics of the investment evaluation of the project for the use of nanofibro-concrete for the development of oil and gas fields is a significant service life of the road surface and, consequently, cost savings for current and major repairs. Keywords: cluster oil treatment, oil field, road construction, Far North, oil extraction, nanofiber concrete, investment evaluation Проблема Современное развитие экономики Российской Федерации сложно представить без внедрения инновационных технологий в сфере энергетики и добычи углеводородов. Данному направлению посвящен ряд исследований [1-3]. Значительную часть территории РФ занимает криолитозона, исследование которой является одной из приоритетных задач современной российской науки [4-9]. В текущей экономической ситуации обустройство площадок нефтегазовых месторождений, особенно находящихся на Крайнем Севере, что связано со сложными климатическими, геологическими и геокриологическими условиями, требует внедрения инновационных технологий. Организация доступа к нефтегазовым месторождениям Крайнего Севера является важной задачей в области логистики [10, 11]. Отметим, что в настоящее время среди вариантов обустройства месторождений нефтеподготовки наиболее распространенным считается кустовой принцип. Это обусловлено тем, что при разработке нефтяного месторождения очень важным является режим равномерного перемещения добываемого продукта [12, 13]. Кустовой вариант размещения нефтяных скважин обычно представляет собой специальную площадку. В рамках данной технологии такая площадка может быть в виде естественного ландшафта или сформирована искусственно. Как правило, при создании искусственной площадки устья скважин располагают на удалении не менее 50 м от прочих кустов или одиночных скважин. Кроме того, в состав такого месторождения включается различного вида технологическое оборудование, инженерные коммуникации, а также помещения для обслуживания скважин (бытовые и служебные). При освоении месторождения одним из важных факторов выбора кустового варианта размещения скважин является стоимость строительства коммуникаций. В перечень коммуникаций включаются подъездные дороги, отсыпка площадки, прокладка линий электроснабжения, нефтесборы и проч. При организации площадок таким способом стоимость строительства существенно снижается. Также можно отметить, что применение данной технологии, помимо значительной экономии капитальных затрат, позитивно влияет и на экологическую безопасность таких площадок. Одним из самых важных этапов развития такого месторождения — строительство подъездных путей и дорог, соединяющих объекты месторождения друг с другом. Отметим, что в настоящее время появилось существенное число гибридных композитных покрытий для строительства дорог и технологических площадок. Потребность в подобных технологиях обусловлена объективными проблемами, связанными с прокладкой дорог, а также с созданием технологических платформ (например, для посадки вертолетов) в районах со слабыми почвами (болотистая местность, пески, зона вечной мерзлоты). Обычные дорожные технологии, используемые в настоящее время для создания дорог высокого качества, ориентированы на создание многослойного дорожного покрытия и требуют использования массивного дорогостоящего фундамента. В болотистой местности, например, материал для такой основы (щебень, песок) часто либо недоступен, либо является чрезвычайно дорогим [14, 15]. Целью настоящего исследования является обзор технологии и оценка экономической эффективности использования газофибробетона (легкого бетона) для строительства дорожного покрытия в сложных условиях Крайнего Севера. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz