Север и рынок. 2020, № 4

информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Интеграция парциальных производственных и социально-экономических подсистем АЗРФ должна осуществляться на принципах циркулярной экономики и устойчивого развития арктического пространства, что предопределяет особенности развития арктических инфраструктурных комплексов и систем. Стратегической целью создания экономики АЗРФ остается обеспечение высокого качества жизни населения, залогом чему являются те возможности, которые открываются благодаря научно-техническому прогрессу, в основе которого как многолетний отечественный опыт освоения Арктики, так и те достижения, которыми располагают другие циркумполярные страны, в ряде направлений опередившие Россию за время «вынужденной» постсоветской трансформации общества. Как должны меняться арктические условия жизни? Как люди должны жить в Арктике? Необходимо ли ограничить деятельность людей в Арктике, а безлюдные технологии должны вытеснить людей из регионального материального производства? Эти и подобные им вопросы составляют стороны объекта исследования — устойчивое развитие АЗРФ, место и роль человека в этом развитии. Технологическая основа замены человека из сферы научной фантастики переходит в реальность, что обеспечивается в соответствии с тенденциями мирового технологического развития. Мегатренд ЦТ, который, подобно былой классификации «век пара» или «век электричества», составляет основу доминирующего сегодня уклада Industry 4.0, определяет перспективы развития Арктики, при этом АЗРФ следует рассматривать как с геоэкономических, так и геополитических позиций [4], представляющих стратегический интерес значимости данной территории для последующих поколений России. Наряду с возросшим сегодня вниманием к ранее политически дискриминированной концепции «геополитика» [5] следует подчеркнуть особое значение концепции «геоэкономика» [6], в рамках которой сама геоэкономика определяется как дисциплина, где «главными действующими лицами являются не промышленные корпорации и банки, а государства» [7, с. 7], а собственно геоэкономический подход дает возможность хозяйствующим субъектам учитывать влияние геополитики на их деятельность, а властным политико-экономическим структурам — определять их политику с учетом роли территорий и располагаемых и ожидаемых материальных и финансовых ресурсов. Представляется, что для проектирования и дальнейшего мониторинга и корректировок российской арктической политики и устойчивого развития АЗРФ особую важность представляет учет следующих положений, определяющих значение и содержание указанных выше геоэкономических и геополитических факторов развития, которые, в зависимости от конкретной ситуации в России и международной обстановки, могут рассматриваться и как благоприятные шансы, и как угрозы [8]: 1. Территориальное пространство АЗРФ, включая континентальный шельф России как прибрежного государства, представляет собой жизненное пространство, которое должно обеспечивать существование и развитие будущих поколений россиян в долгосрочной перспективе. 2. Территориальное пространство АЗРФ имеет стратегическое значение для России, поскольку содержит огромные (в том числе и предполагаемые) природные ресурсы в районах его континентального шельфа и материковой части (подо льдами Арктики предполагается наличие около 22 % мировых ресурсов углеводородов: 18 % — на шельфе Северного Ледовитого океана; 4 % — на сухопутной территории циркумполярных стран). 3. Морская специфика территориального пространства АЗРФ состоит в том, что: • обеспечивается свободный выход российского флота в Тихий и Атлантический океаны и далее на глобальном уровне; • Северный морской путь (СМП) традиционно (со времен строительства Транссиба и «северного завоза») остается стратегическим логистическим маршрутом всероссийского значения, обеспечивающим как устойчивое развитие собственно АЗРФ, так и районов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; • СМП, с учетом глобального потепления и с развитием российского ледокольного флота и инфраструктуры СМП, становится кратчайшим и конкурентоспособным маршрутом для логистической связи Европы и Азии, что обеспечивает как российский экспорт из труднодоступных регионов АЗРФ и части России, так и возможность дополнительных доходов за счет коммерческого транзита. 4. Наконец, территориальное пространство АЗРФ имеет чрезвычайную важность для обеспечения безопасности северных границ России, а также для размещения и скрытного маневрирования отечественных стратегических сил ядерного сдерживания. Таким образом, направления исследований, связанных с устойчивым развитием АЗРФ, видятся в определении контуров экономики нового типа, строящейся с использованием новых моделей 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz