Север и рынок. 2020, № 4

Проанализируем имеющиеся данные. Выполнен расчет затрат на социальную политику на душу населения в разрезе МО региона за 2014 и 2018 гг. с целью их сопоставления. Если рассматривать расходы на социальную политику в целом по республике, то они не изменились и составили 2 % от общих расходов, в то время как по МР эти расходы увеличились, особенно в МР «Корткеросский» и МР «Усть-Куломский» — с 1 до 5 % в 2018 г., а в ГО «Сыктывкар» уменьшились на 1 %. Из выполненной оценки расходов на социальную политику на душу населения по МО в Республике Коми за 2014-2018 гг. видно, что они уменьшились в ГО с 5,4 до 18,53 %, в МР с 7,31 до 81,14 %, за исключением ГО «Сыктывкар» и ГО «Усинска», там по сравнению с 2014 г. рост составил на 34,75 и 0,48 %соответственно (табл. 5). По выявленным территориям риска первичной заболеваемости и смертности взрослого населения Республики Коми пересекаются четыре «неблагоприятных» муниципальных образования: МР «Усть-Цилемский», МР «Ижемский», МР «Сысольский» и МР «Усть-Вымский». При сопоставлении этих показателей в выделенных четырех МР с расходами на социальную политику на душу населения прямой зависимости не выявлено, так как их расходы сократились с 18,9 до 58,03 %, хотя есть районы и с более высоким сокращением расходов — до 81,14 %. Если же рассматривать только территории риска смертности, то МР, включенные в «неблагоприятные», имеют совпадение в большинстве случаев по наибольшему сокращению расходов на социальную политику на душу населения. Следовательно, сокращение расходов на социальную политику на душу населения влечет за собой наибольший риск смертности населения в МО. Выводы Оценивая первичную заболеваемость населения Республики Коми в разрезе классов болезней по общему рейтингу, можем подытожить: • более половины МО (53,7 %), характеризуются благоприятной ситуацией благодаря наилучшим показателям по классам болезней «некоторые инфекционные и паразитарные болезни», «болезни крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм», «болезни кожи и подкожной клетчатки»; • неблагоприятная ситуация наблюдается в 13,3 % МО региона из-за «болезни органов дыхания», «болезни системы кровообращения» и «болезни органов пищеварения»; • остальные МО относятся к относительно благоприятной ситуации с долей 33 % в общей структуре. Среди первых безусловных «лидеров», возглавляющих муниципальный ряд Республики Коми с неблагоприятной обстановкой по первичной заболеваемости населения, МР «Усть-Цилемский». Благоприятная ситуация по общему рейтингу свойственна половине муниципалитетов, наилучшая ситуация с первичной заболеваемостью взрослого населения наблюдается в МР «Печорский». Сложившееся положение с показателем смертности взрослого населения по МО отличается от такового с первичной заболеваемостью. Самая неблагоприятная ситуация выявлена вМР «Троицко- Печорский». Рейтинговая оценка показателя смертности населения в Республике Коми по классам болезней выявила, что благоприятная ситуация имеется в 44,5 % МО, главным образом за счет минимальных причин смертности «болезни кожи и подкожной клетчатки», «болезни нервной системы» и «врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения»; неблагоприятная обстановка сложилась за счет классов «болезни системы кровообращения», «болезни органов пищеварения» и «новообразования» и характерна для 21,3 %МО региона. Проанализированы расходы на социальную политику на душу населения по муниципальным образованиям региона за 2014 и 2018 гг., наибольшее сокращение расходов произошло в МР «Усть- Куломский» на 81,14 % (или 2284 руб. на 1 чел.), а в ГО «Сыктывкар» наблюдался рост расходов на 34,75 % (или 795 руб. на 1 чел.). Следующий этап исследования будет состоять в выявлении взаимосвязи первичной заболеваемости и смертности трудоспособного населения с факторами среды обитания. Экономические потери от заболевания и смертности трудоспособного населения Республики Коми, ассоциированные с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания, связаны с недопроизводством ВРП в регионе из-за выбытия человека из трудовой деятельности и со снижением налоговых поступлений в региональный бюджет. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz