Север и рынок. 2020, № 4
Кроме того, причины такой ситуации коренятся в возрастной структуре населения, в периферийных (удаленных) районах региона, где проживают в основном пожилые люди; закрытие в деревнях и селах фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) приводит к тому, что людям не оказывается вовремя экстренная и неотложная медицинская помощь. Также важным фактором, помимо бездорожья, остается транспортная удаленность таких поселений от центральных районных больниц и Коми республиканской клинической больницы, в результате пациентам нет возможности оказать качественную квалифицированную помощь, установить правильный диагноз, что в итоге приводит к летальным исходам. Для предотвращения этой проблемы необходимо восстановить ФАПы в сельских районах, проводить расширенную и качественную диспансеризацию населения. В Республике Коми в 2020 г. было запланировано строительство 19 ФАПов в Ижемском районе (дер. Бакур, дер. Вертеп, дер. Диюр, с. Брыкаланск, с. Сизябск), Кортеросском (дер. Вашкурья, пст. Визябож, с. Большелуг, с. Вомын, с. Небдин), Сосногорском (пос. Ираёль), Сыктывдинском (пос. Нювчим), Сысольском (пст. Бортом), Усинском (с. Колва), Усть-Вымском (с. Илья-Шор), Усть- Куломском (дер. Жежим, дер. Пожегдин, с. Дон, с. Мыёлдино), но на III квартал ни один из объектов так и не был построен. Проведенная рейтинговая оценка МО позволяет выявить территории риска заболеваемости и смертности населения трудоспособного возраста в Республике Коми. Рейтинговая оценка на уровне МО позволяет провести диагностическую оценку. Предметом диагностики является первичная заболеваемость населения на 1000 чел. и смертность населения на 100 тыс. чел. по МКБ-10, оцениваемая с помощью 12 классов болезней, присущих заболеванию и смертности, сгруппированных по среднему значению каждой болезни за период 2014-2019 гг. по авторской методике в рейтинги (места) в ряду муниципальных районов и городских округов Республики Коми. Выбор перечня причин 12 классов заболеваний обусловлен следующим: отобранные причины по первичной заболеваемости и смертности в общей структуре болезней имеют максимальные значения, их сумма составляет более 95 %, что позволило отсечь незначимые причины, ведь их процент минимальный. Рейтинговая оценка предусматривает: • определение места муниципального образования внутри региона (от 1 до 20 по количеству МО) по каждому классу болезней в соответствии с его величиной в равномерно ранжированном ряду; • ранжирование муниципальных рейтингов по общему количеству заболеваний, смертности. Таким образом, рейтингом ситуация может быть оценена в МО как «неблагоприятная» (1-7-е места — белые ячейки), «относительно благоприятная» ( 8 - 13-е места — серые ячейки), «благоприятная» (14-20-е места — темно-серые ячейки), т. е. чем выше место, тем хуже ситуация в районе. Ранжированная рейтинговая оценка заболеваемости и смертности за период 2014-2019 гг. позволяет выявить территориальную дифференциацию по 12 сопоставимым классам болезней на уровне МО Республики Коми и определить особенности ее развития (табл. 3, 4). Заметными и устойчивыми являются различия между городскими округами (ГО) и удаленными муниципальными районами (МР). Первые представлены центральными больницами, оснащенными современным медицинским оборудованием и профессиональным медицинским персоналом, которые могут провести вовремя диагностику и установить точный диагноз пациенту, следовательно, начать правильное лечение и предотвратить летальный исход. Удаленные МР республики таких условий лишены, особенно их сельские поселения. По данным Министерства финансов Республики Коми, статья расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете составила в 2014 г. — 15 %, в 2018 г. — всего 8 % к итогу21. Расходы по линии здравоохранения с учетом всех источников финансирования в регионе в 2018 г. составили 26699,7 млн руб., в 2017 г. — 20772,3, в 2016 г. — 19597,6 млн руб. Структура расходов отрасли по источникам финансирования в 2018 г. от общего объема средств представлена как средства: от оказания платных услуг — 6,3 %; федерального бюджета — 2,6 %; республиканского бюджета — 24,0 %; территориальных государственных внебюджетных фондов — 67,0 %. Расходы региона на здравоохранение ежегодно увеличиваются, следовательно, подушевой показатель финансового обеспечения по программе государственных гарантий также растет, в 2018 г.22он достиг уровня 396,05 руб. на одного жителя, что на 26 % выше, чем в 2017 г. Республиканские статистические сборники нет учета расходов на здравоохранение вразрезе МО Республики Коми, но в них предоставляются данные по расходам на социальную политику, куда и включены расходы на здравоохранение. 21 Раздел 8. «Финансы» // Статистический ежегодник Республики Коми. 2019: стат. сб. / Комистат Сыктывкар, 2019. 347 с. 22 Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Коми в 2018 году» / Министерство здравоохранения Республики Коми. Сыктывкар, 2019. С. 245-246. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz