Север и рынок. 2020, № 4

десятилетия [3]. Проанализировав более 40 работ, они, в частности, сопоставили заявленные различными авторами цели исследований и пришли к выводу, что в политическом контексте экономические оценки здоровья используются главным образом для определения [3, с. 10]: 1) экономической эффективности проектов или политики (в рамках анализа «издержки- выгоды»); 2) экологических издержек, то есть для учета внешних экологических эффектов при разработке политических решений; 3) определения размера нерыночных воздействий для целей экологического учета, т. е. их включения в системы национальных или корпоративных счетов и отчетности; 4) уровня компенсации ущерба загрязнителями в случае, когда существуют нормативные требования такой компенсации и установлены «пострадавшие». Рассуждая о целях проведения экономических оценок изменения состояния здоровья в еще более широком политическом смысле, Х. Гердес [Gerdes] и соавторы [4] определяют четыре широкие категории использования таких оценок — инструментальную (прикладную), концептуальную, политическую и символическую. К первой категории, например, относятся методики стоимостной оценки динамики здоровья, используемые для определения предельных норм выбросов поллютантов в Евросоюзе. Это — непосредственное инструментальное или прикладное применение оценки, ориентированное на обеспечение рациональности политики экологического регулирования. Концептуальное направление использования оценок, которое A. Хант и Дж. Фергюсон также называют «просвещением» [3, с. 11], заключается в системном формировании в общественном сознании идеи важности учета фактора влияния загрязнения окружающей среды на здоровье людей как при осуществлении любого вида деятельности, так и при принятии политических и управленческих решений. Конкретными результатами использования экономических оценок в данном случае являются повышение осведомленности, формирование мнений и новых политических практик (например, появление системы национальных экологических счетов). Политические и символические цели экономических оценок ущерба здоровью от негативного воздействия выбросов в окружающую среду, по мнению авторов, гораздо более циничны [3, с. 11]. К первым, главным образом, относится легитимация уже принятых политических решений, при которой исследование представляет собой рационалистический ритуал, направленный на их обоснование постфактум. Символические цели преследуются там, где исследование инициируется или поддерживается, чтобы создать впечатление рационального процесса, хотя в действительности решения мотивируются другими факторами, например, краткосрочными экономическими интересами, не связанными с исследованием или его результатами. Многообразие сфер и целей применения экономических оценок влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека свидетельствует, на наш взгляд, исключительно об увеличивающейся значимости вопросов экологического благополучия и здоровьесбережения населения как в политической жизни общества, так и в хозяйственном обороте. При этом предлагаемые различными авторами подходы к систематизации целевых установок, безусловно, не являются исчерпывающими, а реальная политическая и хозяйственная жизнь не исключает как многообразия вариантов комбинации перечисленных целей, так и дальнейшей детализации каждой из них. Одной из главных задач проекта «Комплексная оценка воздействия микрочастиц в выбросах горных и металлургических предприятий Мурманской области на экосистемы и состояние здоровья населения Арктики», в рамках которого выполняется настоящая работа, является формирование новых и адаптация существующих подходов к экономической оценке ущерба здоровью населения Арктики, вызванного воздействием микрочастиц, содержащихся в выбросах предприятий горной и металлургической промышленности. Решение этой задачи предполагает создание научного базиса для формирования диалога между крупными горнопромышленными и металлургическими компаниями, чьи производственные площадки расположены в регионах АЗРФ, и местными сообществами территорий их присутствия (в том числе в рамках экологической политики органов государственной власти и местного самоуправления) по вопросам определения масштабов и форм мер корпоративной социальной ответственности по предупреждению и компенсации ущерба здоровью населения. С учетом такого контекста постановки исследовательской задачи ревизуемые методики должны обеспечивать возможность максимально обоснованной оценки ущерба, понятной всем участникам дискуссии. То есть с позиций классификации Х. Гердеса анализируемые методики должны обеспечивать возможность реализации инструментальных или прикладных целей, с позиции 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz