Север и рынок. 2020, № 4

политики. Несмотря на достигнутые успехи в развитии Арктической зоны на начальном этапе стратегического планирования (2014-2020 гг.), следует выделить существенные риски для обеспечения национальной безопасности России в этом регионе. В условиях глобального потепления арктические ресурсы углеводородов стали более доступными, что вызвало обострение борьбы за контроль над освоением месторождений нефти и газа в Арктике — в результате увеличился конфликтный потенциал региона, что потребовало модернизации сил и средств воинских формирований, дислоцированных в Арктической зоне. Интенсификация реализации крупных энергетических проектов явилась причиной отставания в развитии инфраструктуры Северного морского пути и береговой линии арктических морей, а также в строительстве судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, необходимых для безаварийного прохождения СМП, запаздывания в обеспечении соответствующего целям и задачам СМП уровня развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, в создании системы экстренной эвакуации и оказания помощи при спасении экипажей, терпящих бедствие в акватории Северного морского пути. В дальнейшем в рамках стратегического горизонта планирования до 2035 г. предполагается внедрение в Арктической зоне специального экономического режима, обеспечивающего полный цикл освоения новых нефтегазоносных областей, месторождений твердых полезных ископаемых, трудноизвлекаемых и невостребованных запасов углеводородов, наращивание объемов глубокой переработки нефти и производства СПГ. Также планируется существенная модернизация производственной инфраструктуры, особенно в сфере транспортировки энергетических ресурсов и инженерного обеспечения этого процесса, сопровождаемая государственной поддержкой инвесторов при осуществлении капитальных вложений в эти виды деятельности. Важнейшим направлением реализации Стратегии является продолжение геологических изысканий в недрах Арктической зоны и наращивание усилий по обоснованию внешних границ континентального шельфа арктических морей и юридическому закреплению этого пространства в шельфовой зоне Российской Федерации. При этом сохраняются меры государственного контроля над реализацией инвестиционных проектов на континентальном шельфе и меры государственной поддержки экономического освоения нефтегазоносных месторождений и производства СПГ. Заключение Для решения задач пространственного развития Арктической зоны планируется провести комплексную модернизацию системы базирования и терминалов, а также судоходных путей в акватории морей российской Арктики, включая Баренцево, Белое и Печорское, которые формально не включены в зону Северного морского пути. Реализация Стратегии планируется в три этапа. Период 2020-2024 гг. — модернизация транспортного (автомобильного, авиационного и морского) звена медицинских организаций для оказания медицинской помощи в отдаленных районах Арктики, в том числе экипажам судов на трассах Северного морского пути; разработка и внедрение механизма государственной поддержки (субсидирования) местных (каботажных) перевозок; интенсивное развитие западной части СМП за счет постройки четырех новейших атомных ледоколов проекта 22220, 16 аварийно- и буксирно-спасательных судов, а также гидрографических (трех) и лоцмейстерских (двух) судов; создание устойчивой спутниковой группировки связи; обновление исходных линий отсчета ширины территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон. Период 2025-2030 гг. — обеспечить круглогодичное мореплавание по всей акватории СМП с учетом циклической стадии глобального потепления средствами построенных дополнительно двух ледоколов проекта 22220 и одного — проекта «Лидер»; приступить к строительству портов-терминалов для перевалки международных контейнерных грузов; разработать и приступить к реализации программы развития судоходства по основным рекам арктического бассейна; создать подводную магистральную оптико-волоконную линию связи; приступить к формированию группировки научно­ исследовательских судов усиленного ледового класса до Arc7 для проведения научных исследований в высоких арктических широтах. Период 2031-2035 гг. — создание и развитие на базе СМП конкурентоспособной системы арктических коммуникаций, строительство сети портов-терминалов для перевалки грузов и одного ледокола проекта «Лидер»; завершение реализации программы судоходства по основным рекам арктического бассейна; начать научные исследования в высоких широтах Северного Ледовитого океана. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz