Север и рынок. 2020, № 4

Принципы теории новой экономической географии и пространственной экономики ярко проявляются при реализации проекта, выдвинутого Китаем в 2013 г. «Один пояс — один путь» и программы «Полярный шелковый путь», а также реализуются странами Европы при создании национальных энергетических сетей [20]. Поэтому данный геополитический вызов следует не только учитывать, но и использовать инновационные принципы новой экономической географии при формировании и реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Стратегия предполагает многоплановое развитие региона в пределах установленного горизонта планирования (до 2035 г.) и выделяет особенности Арктической зоны, которые определяют специальные подходы к социально-экономическому пространственному развитию этого региона и обеспечению национальной безопасности в Арктике. Временной интервал Стратегии приходится на эпоху глобального потепления: этот климатический фактор способствует как развитию новых экономических возможностей, так и созданию дополнительных рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды в зонах таяния вечной мерзлоты. С другой стороны, в этот период увеличивается свободное ото льда пространство морей Северного Ледовитого океана, что способствует усилению и обострению противостояния в борьбе за контроль над освоением энергетических ресурсов в акватории арктического континентального шельфа. В целом в этот период конфликтный (в том числе и геополитический) потенциал Арктики расширяется. Под воздействием сложившихся к концу первой четверти XXI в. внешних тенденций пространственного развития Арктики постепенно развивается процесс «сборки» арктического пространства вокруг региональной системы коммуникаций, где особое место принадлежит Северному морскому пути и его континентальному дублеру — Северному широтному ходу, железнодорожной магистрали с весьма вероятным продолжением последней в восточном направлении. При этом усиливается традиционная географическая, историческая и экономическая связь арктического пространства и Северного морского пути. Среди внутренних тенденций пространственной организации региональной экономики следует также выделить главную — крайне низкий уровень развития арктической системы коммуникаций в части формирования производственной и социальной инфраструктуры. Это, наряду с экстремальными климатическими условиями, сдерживает приток трудовых ресурсов в Арктику и удерживает плотность населения на низком уровне. Модернизация арктической системы коммуникаций требуется и в контексте безусловного обеспечения северного завоза, поставок топлива, продовольствия и других необходимых товаров, необходимых для жизнедеятельности этого ресурсоемкого региона. Кроме того, сырьевая ориентация регионального хозяйства Арктики приводит к неравномерности промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий, создавая очаговый характер расселения населения и формирования агломераций для обеспечения доступа к локальным рынкам природных, главным образом, энергетических ресурсов — нефти, природного газа и угля. Отдельной строкой следует выделить безусловное сохранение особо чувствительных к внешним антропогенным и техногенным воздействиям экологических систем Арктической зоны, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации. Значение Арктической зоны для социально-экономического развития России определяется вкладом этого пространства в обеспечение национальной безопасности страны. Это, прежде всего, добыча энергетических ресурсов — порядка 83 % природного газа и 17 % нефти от общероссийской добычи, то есть Арктика весьма активно участвует в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета России. Потенциальные ресурсы Баренцево-Карского континентального шельфа в общем составляют 85,1 трлн м3природного газа и более 17,3 млрд т нефти, включая газовый конденсат. Они являются стратегическим резервом минерально-сырьевой базы России и предопределяют реализацию в Арктической зоне крупных инвестиционных энергетических проектов, например, «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» в газовой сфере, а также проектов «Варандей», «Новый Порт» и «Приразломная» — в области освоения арктических ресурсов нефти. При этом формируется мощная арктическая система коммуникаций транспортировки нефти и газа. Эти грузы наполняют грузопоток Северного морского пути, значение которого будет возрастать при реализации стратегии, в том числе и в результате глобального потепления. Арктическая система коммуникаций также обеспечивает бесперебойное функционирование объектов оборонного значения, противодействующих проникновению сил вероятного противника вглубь территории России с арктического стратегического направления национальной морской 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz