Север и рынок. 2020, № 4

нефти и газа), но и развитием связи, мобильностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а особенно — гибкостью и адресностью институционального (правового) обеспечения реализации инвестиционных проектов и инноваций [7, с. 169-172]. Эти коммуникативные свойства объединены понятием «потенциал рынка». Это понятие, как и термин «фактор доступности рынка», введено в научный оборот и обосновано в работах [8, р. 1269­ 1289; 9]. Согласно теории Дж. Харриса, производство испытывает склонность к концентрации на территориях, на которых обеспечивается доступ к рынку. Этот доступ не обязательно является гарантированным. Эффект концентрации производства и разнообразия продукции отражается на развитии инфраструктуры, что существенно облегчает доступ. Эти положения, а также исследования А. Преда [10] о «базовом мультипликаторе» регионального дохода, который формируется на основании дохода от внешнеэкономической деятельности, в совокупности составляют суть общей теории Дж. Харриса — А. Преда, которая описана П. Кругманом в теории региональных агломераций, последняя является базой теории новой экономической географии, сформировавшейся в последнем десятилетии XX — начале XXI вв. (см. например, наиболее известные работы П. Кругмана: [7, 11, с. 121-136; 12-14]). Согласно теории П. Кругмана и его последователей, по мере диверсификации региональной системы коммуникаций формируется агломерация, то есть структура обеспечения доступа к рынку. Здесь проявляется интересная закономерность: при образовании агломерации большее значение имеет гарантированный доступ к рынку (посредством диверсифицированной системы коммуникаций), чем остальные коммуникативные свойства — эффект от масштаба и/или разнообразия, мобильность факторов производства или доступность путей сообщения [15]. В Арктике особенно ощутимо эффект от диверсификации региональной системы коммуникаций проявляется при транспортировке и перераспределении энергетических ресурсов (нефти) в западном и восточном направлении, если возникает дефицит этих ресурсов [16; 17, с. 136-141]. Следует отметить со ссылкой на работу Н. Д. Кондратьева [18, с. 708-736], что для подтверждения успешной геоэкономической позиции на глобальном уровне важна не столько собственность на пространства, в том числе и на землю, а гарантированный доступ к региональным коммуникациям и ресурсам, возможность включить эти ресурсы в хозяйственный оборот на допустимых с позиции экономической конъюнктуры условиях. Это одно из основных положительных утверждений пространственной экономики. При отсутствии такого доступа либо в случае ограничения на использование ресурсов создается почва для развития региональных и/или локальных конфликтов. Конфликтные ситуации чаще всего возникают при невозможности достичь компромисса между представителями двух противоположных цивилизаций — по выражению Л. Г. Ивашова, «властелинов моря» и «повелителей суши» [19]. Это нельзя не учитывать при построении региональных транспортно-логистических систем при освоении энергетических ресурсов. Настоящий обзор не претендует на полное освещение всех теоретических подходов пространственной экономики и НЭГ, вместе с тем позволяет определить основные закономерности развития данного исследовательского направления. СМП — практическая реализация пространственной экономики Региональная система коммуникаций, понимаемая в расширительном, цивилизационном смысле как совокупность разнородных способов связи локализованных систем на планарном пространстве, реализует свою функцию в обеспечении не только транспортной доступности (что, безусловно, значимо при освоении нефтегазоносных месторождений), но и мобильности факторов производства — труда, капитала и материальных ресурсов, а также гибкости и адаптивности институциональной среды к реализации инвестиционных проектов. При этом следует подчеркнуть, что «потенциал рынка» как экономический феномен характеризуется степенью доступности ко всем стадиям движения товара — производству, распределению, обмену и потреблению, следовательно, локальный рынок энергетических ресурсов охватывает все фазы освоения последних — поиск, разведку, разработку, добычу, хранение, транспортировку и потребление. Таким образом, владение (экономическое обладание) сетями магистральных и распределительных трубопроводов на территории третьих стран, а также иными средствами доставки и хранения энергетических ресурсов в этих странах становится существенным фактором позиционирования России на геополитическом атласе современного мира. Следовательно, теория П. Кругмана учитывает и такие (геополитические) аспекты развития территорий, то есть в содержательную характеристику доступности регионального рынка включаются составляющие обеспечения национальной безопасности в регионе. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz