Север и рынок. 2020, № 4

The article examines the main approaches to spatial organization of the regional economy and strategic directions o f spatial development in the context of the “Strategy o f Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2025”. These approaches are based on the joint evolution of this organization and the regional settlement system under the influence of a multiple external and internal factors, including the implementation o f a rational state policy of regional development. The study examines the main provisions of the spatial economy as an independent scientific field and the theory of new economic geography. It shows the methodological similarity between these two scientific disciplines. The article shows that the basis of spatial development is the integration of specific forms o f spatial organization of the economy into large and / or largest agglomerations. The leading role in this integration belongs to the regional communications system, which unites economic centers localized in an allocated space into an integral system and ensures the economic space unity. The implementation of the spatial economy provisions is studied on the example of the Northern Sea Route as a regional communications system, which is in fact the center of the “assembly” o f the Arctic space. The functional dominant of the agglomeration as a form of spatial organization of the regional economy is creating such high-quality life conditions that are optimized with the rational economic development of the regional space while maintaining the economic situation at an acceptable level. These are the conditions that form communicative ties, which are the framework for uniting various elements of the regional space. Keywords: spatial economics, theory of new economic geography, Strategy of spatial development of the Russian Federation, Arctic, Northern Sea Route. Введение Развитие пространственной экономики последние десятилетия было обусловлено процессами глобализации и интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Однако изменения на мировой арене подвигли Россию более серьезно посмотреть на свое «внутреннее» экономическое пространство. Современное положение характеризуется, с одной стороны, сложным «санкционным периодом», с другой — усилением государственного регулирования экономики и формированием системы стратегического планирования. В апреле 2013 г. против России начали вводиться масштабные санкции США и Евросоюза. Президентами США за рассматриваемый период была введена 831 санкция, Б. Обамой — 555 (с 12 апреля 2013 г. по 9 января 2017 г.), Д. Трампом — 276 санкций (с 1 июня 2017 г. по 23 сентября 2020 г.). Санкции делятся на блокирующие (в США это список SDN — Specially Designated Nationals) и секторальные (в США это список SSI — Sectoral Sanctions Identifications). Блокирующие санкции направлены на активы физических лиц и компаний как в США, так и в ЕС, они запрещают вести какие- либо дела и сделки с «объектом санкций», а также физическим лицам, попавшим под санкции, запрещается въезд на территорию США и/или ЕС. Действие секторальных санкций распространяется на конкретных лиц, ведущих деятельность в определенных секторах экономики, а также на компании, находящиеся в собственности или под контролем таких лиц. В энергетическом секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, был введен запрет экспорта в Россию товаров, услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей, со сланцевыми проектами (энергетический сектор). Для включенных в санкционные списки ЕС введена процедура лицензирования сделок с Россией в отношении товаров и технологий, предназначенных для добычи и разведки нефти и других полезных ископаемых. Так, стратегический партнер государственной корпорации НК «Роснефть» (с 2011 г.) компания ExxonMobil была вынуждена покинуть проект по разработке трех Восточно- Приновоземельских лицензионных участков на континентальном шельфе Карского моря. Данный проект начался в 2014 г. с бурения самой северной в мире скважины «Университетская-1», в результате чего было открыто нефтегазовое месторождение «Победа»; приращение запасов составило 130 млн т нефти, по качеству не уступающей премиальной Siberian Light, и примерно 420 млрд м3 газа. Убытки компании (согласно искам ExxonMobil против США) составили порядка 2 млн долл. США. Дальнейшая реализация проекта НК «Роснефть» продолжилась без участия иностранных партнеров на 1-м и 2-м Восточно-Приновоземельских участках на континентальном шельфе Карского моря. На этих участках проводится поисково-оценочное бурение двух скважин — Викуловской (участок 1) и Рогозинской (участок 2) — с суммарными запасами порядка 2 млрд т нефти и 3,7 трлн м3природного газа. Процессы блокировки значимых секторов экономики, прямое и косвенное влияние на возможности развития регионов и экономики страны в целом обусловили необходимость изменения подходов к вопросам стратегического планирования современной России и повышения значимости учета пространственного фактора социально-экономического развития в базовых программных 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz