Север и рынок. 2020, № 4

22. Veretennikov N. P., Kharkov V. E., Kozmenko S. Y., Agarkoy S. A. Ensuring the safety o f maritime transportation o f energy resources in difficult regions o f the Arctic. In: Proceedings o f the 2018 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”, IT and QM and IS 2018. 2018, pp. 274-276. DOI: 10.37614/2220-802X.4.2020.70.003 УДК 332.155; 336.22 М. В. Иванова доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты А. С. Козьменко младший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ТЕОРИИ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ Аннотация. Современные политические и экономические процессы оказали существенное влияние на изменение экономической политики России и ее «внутреннее» экономическое пространство. «Санкционная» блокировка значимых секторов экономики, а также прямое и косвенное влияние на возможности развития регионов и экономики страны в целом обусловили повышение значимости учета пространственного фактора социально-экономического развития в базовых программных документах развития. В контексте Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. исследуются основные подходы к пространственной организации регионального хозяйства и стратегические направления пространственного развития. Данные подходы основаны на совместной эволюции этой организации и региональной системы расселения под воздействием совокупности многообразия внешних и внутренних факторов, в том числе и за счет проведения рациональной государственной политики регионального развития. Рассмотрены основные положения пространственной экономики как самостоятельного научного направления и теории новой экономической географии, раскрыта методологическая близость между этими научными дисциплинами. Показано, что основой пространственного развития является интеграция конкретных форм пространственной организации хозяйства в крупные и/или крупнейшие агломерации. Ведущая роль в этой интеграции принадлежит региональной системе коммуникаций, объединяющей локализованные в выделенном пространстве экономические центры в целостную систему и обеспечивающей поддержание единства экономического пространства. Реализация положений пространственной экономики рассмотрена на примере Северного морского пути как региональной системы коммуникаций, которая фактически является центром «сборки» арктического пространства. Функциональная доминанта агломерации как формы пространственной организации регионального хозяйства состоит в создании таких качественных условий жизнедеятельности населения, которые оптимизированы с рациональным экономическим освоением регионального пространства при поддержании экономической конъюнктуры на допустимом уровне. Именно на таком фоне происходит становление коммуникативных связей, являющихся каркасом для объединения различных элементов регионального пространства. Ключевые слова: пространственная экономика, теория новой экономической географии, Стратегия пространственного развития РФ, Арктика, Северный морской путь. M. V Ivanova Dr. Sci. (Economics), Associate Professor, Chief Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the FRC “Kola Science Centre of RAS”, Apatity A. S. Kozmenko Yunior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the FRC “Kola Science Centre of RAS”, Apatity SCIENTIFIC FOUNDATIONS OF THE SPATIAL ECONOMY AND THE THEORY OF NEW ECONOMIC GEOGRAPHY Abstract. The modern political and economic processes have had a significant impact on the change in the economic policy of Russia and its “internal” economic space. As a result of the “sanction” blocking o f the significant sectors of the economy, the importance of considering the spatial factor of socio-economic development in the basic development program documents has increased. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz