Север и рынок. 2020, № 4

заинтересованы их партнеры из Южной Азии, где наблюдается взрывной спрос на эти услуги и имеются большие перспективы роста в будущем [11]. Все страны работают на опережение роста спроса потребления. Как показала пандемия, потребление интернет-услуг населением увеличилось. Data will fly from London to Tokyo in just 154 milli* seconds—24 ms faster than it does today. Рис. 2. Прокладка оптоволоконного кабеля связи Япония — Англия Российские проекты. «Ростелеком» прорабатывает новый проект по строительству магистрали от Москвы до Владивостока и дальше с выходом в Китай, Японию, Корею и другие страны, с большим трафиком обмена информацией. Спрос на услуги очень большой, в связи с развитием экономики в регионе быстро растет международный трафик, так как китайские и другие азиатские производители взаимодействуют с компаниями в Европе. Использование территории России для транзитатрафика позволяет занять эту нишу и дает компании «Ростелеком» возможность зарабатывать, передавая данные с минимальной задержкой. Завершить строительство ВОЛС планируется за три года. Для реализации проекта и его финансирования «Ростелеком» уже нашел партнеров в Китае и других странах [12]. В предыдущих проектах «Ростелеком» привлекал средства на финансовых рынках Европы, данный опыт будет использован и в этом случае, так как внешние инвестиции дешевле, чем в нашей стране [13]. По оценке экспертов, стоимость строительства транзитной магистрали от западных границ до Владивостока оценивается 600-700 млн долл. США. Помимо проложенной в 1994 г. оптоволоконной магистрали, соединяющей Китай с Европой через территорию России, «Ростелеком» владеет линиями, связывающими Скандинавские страны, страны Персидского залива, а также страны Южной Европы. За 2019 г. на услуги, предоставляемые другим операторам связи, приходилось 16 % выручки «Ростелекома», или 75 млрд руб. Другие российские компании начали развивать транзит трафика из Европы в Азию в 2006 г., например, компания ТТК (ПАО «Компания ТрансТелеКом»), имеющая собственные магистральные линии от Владивостока до Минска, Ростова и Санкт-Петербурга. По территории России идет трафик из Китая и Японии и из других азиатских стран [14]. Нельзя забывать, что Китай обладает собственными ВОЛС в обход России, которые позволяют зарабатывать без нас. По оценке экспертов, в 2020 г. доля передачи данных может составлять 20 % трафика, передаваемого из Китая и Японии в Европу по территории России, от общего объема между этими странами. Российским компаниям необходимо прокладывать кабели большой пропускной емкости — до 32-64 Тбит/с и выше. Это позволит удовлетворить не только имеющийся спрос, но обеспечить низкую себестоимость передачи сигнала. Волоконно-оптические кабели от Владивостока до Москвы построены 25 лет назад, это гарантированный срок эксплуатации. Качество оптического волокна понижается при длительной эксплуатации и не может соответствовать современным требованиям, которые предъявляют иностранные партнеры. В связи с этим нужна качественная замена, а существующие кабели возможно еще эксплуатировать внутри страны. Кроме «Ростелекома», лицензию на представление услуг доступа имеет компания ТТК (ПАО «Компания “ТрансТелеКом”») (рис. 3). Основным учредителем компании является ПАО «Российские железные дороги». В развитие новых маршрутов рынка передачи данных включилась ТТК, построив первый ВОЛС для передачи трафика на территорию Японии через свои линии на Сахалине. Сеть ТТК обеспечивает низкую задержку сигнала между Хельсинки и Токио, и услуга пользуется высоким спросом. Компания ТТК выиграла конкурс на предоставление крупному китайскому Averaging 2 kilometers per hour, ships witl plow a trench and lay the cable, checking its length with remotely operated submarines. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz