Север и рынок. 2020, № 4

Введение Проблемы российской арктической зоны многообразны, это и проекты перспективных шельфовых разработок, и создание новых ледоколов для жизнедеятельности проживающего населения. Северные регионы сегодня не обеспечены современными видами телекоммуникаций, предоставляемые интернет-услуги имеют низкую пропускную способность, что не соответствует предпочтениям потребителей и к тому же очень дороги и работают на «чужом ресурсе» — спутниках. Главная задача современного развития экономики Арктической зоны — создание современной инфраструктуры, способной обеспечить развитие территории и организовать логистические цепи для круглогодичного использования Северного морского пути [1]. Одной из составляющих инфраструктуры является надежная обеспеченность национальной безопасности и населения всем спектром цифровой экономики и информационно-телекоммуникационными услугами. В России отсутствует отечественное оборудование для технологий бурения на шельфе, нет программного обеспечения и специального оборудования для проведения сервисного обслуживания. Импортное оборудование не поставляется в Россию из-за санкций, в связи с чем западные сервисные компании свернули свой бизнес в нашей стране. Существующий серьезный профицит нефти и газа на рынке — устойчивая тенденция, 100 долл. США за баррель представить себе в ближайшее время невозможно. Заработать на Северном морском пути (СМП), как прописано в Стратегии развития Российской Арктики до 2035 г. (принята в соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»), утвердившей основы геополитики в Арктике, ее цели и задачи к 2024 г. при достижении объема грузопотока до 80 млн т, невозможно. В 2019-м грузопоток составил 27,5 млн, из них 80 %перевозки НОВОТЭКа. Мечта чиновников, что Северный морской путь круглосуточно и круглогодично заполнится иностранными грузовыми кораблями, не реальна, так как международный транзит составил 500 тыс. т (!) [2]. Серьезным пунктом развития Арктики являются биологические ресурсы, там работают десятки малых и средних судов и уловы превышают более 700 тыс. т. Основными рыбодобывающими регионами являются Архангельская и Мурманская области, на них приходится основной объем добычи [3]. Методология исследования базируется на системном подходе, когда АЗРФ представляется как макросистема, включающая в себя ряд регионов, объединенных общей целью и реализующих конкретные цели хозяйствующих субъектов. Теоретической основой исследования являются положения теории региональной экономики, а также современные парадигмы и концепции ее развития. Методологической основой исследования является синтез теоретических положений региональной экономики, а также организации, управления, обеспечения национальной безопасности, государственного управления регионов, расположенных в арктической зоне, и проживающего там населения информационно-телекоммуникационными услугами, а также услугами цифровой экономики. АЗРФ включает в себя ряд регионов, объединенных общей целью по достижению для населения комфортной среды проживания и услуг, как в центре России [4]. Основой исследования является существующее положение развития связи и ее использование в региональной экономике. Методологической основой исследования является синтез теоретических положений региональной экономики, а также организации и управления, основанных на системном подходе. Формирование эффективной системы связи при взаимодействии арктических регионов требует новых методов управления на основе современных информационных технологий, которые в конечном результате способствуют созданию региональной информационной экономики [5]. Важным объектом исследования становится система взаимосвязей как между хозяйствующими субъектами единого регионального пространства АЗРФ, так и регионов с внешней средой в процессе развития информационного общества формирования сети и информационной экономики [6]. Создание современной инфраструктуры позволит обеспечивать координацию деятельности органов власти, управление компаниями и проживающего там населения с помощью рыночных механизмов при активном использовании человеческого капитала [7]. Закрепленные в различных программах и национальных проектах цели о приоритете развития интересов на российском Севере трансформируются в реальности в решение задач, направленных на обеспечение благосостояния граждан страны и превращение России в страну с высокой степенью развития. Нельзя забывать о противостоянии с великими державами мира за ресурсы в Арктике, а также о роли России как энергетической державы. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz